Расхождение. Мировой рынок металлургического сырья: 19-26 марта

На протяжении последней недели цены на металлолом и железную руду сохраняли относительную стабильность на низком уровне. Однако в дальнейшем их пути могут разойтись. Многие поставщики лома рассчитывают на повышение котировок в апреле, тогда как для железной руды прогнозы специалистов имеют, как правило, негативный характер.

По мнению Джейсона Каплана, аналитика из американской консалтинговой компании HIS, ценовой паритет между металлоломом и железной рудой нарушен и восстановится теперь, в лучшем случае, через несколько лет. По его словам, резервы доступного лома в мире ограничены, поэтому стоимость данного ресурса не опустится ниже определенного предела. В то же время, на мировом рынке руды в ближайшие несколько лет будет сохраняться избыток, а котировки на нее, соответственно, будут находиться на минимальном уровне. Поэтому, как считает Джейсон Каплан, в ближайшие годы в мире будут строиться, в основном, интегрированные металлургические предприятия, а в качестве сырья для загрузки электропечей будет активнее использоваться восстановленное железо (DRI/HBI). При этом, в наилучшем положении благодаря наличию относительно дешевых руды и природного газа окажутся российские металлурги.

С выводами аналитика HIS, пожалуй, можно поспорить. Так, в ближайшие годы, очевидно, будут увеличиваться сборы амортизационного лома в Китае, Индии, Турции, Корее, так что объем предложения этого сырья станет расти. В то же время, дешевизна ЖРС приведет к закрытию избыточных мощностей, восстановлению рыночного баланса и повышению цен на руду.

Однако сейчас обстановка на рынках металлургического сырья развивается как раз по прогнозу Каплана. Как ожидают американские и европейские трейдеры, в апреле стоимость металлолома по обе стороны Атлантики должна немного прибавить. По их словам, февральский обвал цен, когда в США лом подешевел сразу на $80-100 за т, привел к резкому сокращению сборов, в то время как спрос в ближайшее время возрастет благодаря исчерпанию запасов на сталелитейных предприятиях и сезонной активизации строительной отрасли и, соответственно, увеличению потребностей в сортовом прокате.

По этой причине американские экспортеры объявили о повышении цен на лом для Тайваня и Кореи на $7-12 за т по сравнению с серединой марта. Котировки на материал HMS № 1&2 (80:20), поставляемый на Тайвань в контейнерах, подскочили до более $230 за т CFR по сравнению с менее $225 за т неделей ранее, а HMS № 1 для Кореи подорожал от менее $250 до около $260 за т CFR. По примеру американцев и российские поставщики подняли цены на свой материал 3А до $245-250 за т CFR Корея по сравнению с $235 за т в первой половине месяца.

Правда, о реальных сделках по новым ценам пока не сообщалось, но продавцы металлолома рассчитывают на успех. Корейские металлурги действительно проявляют интерес к пополнению запасов сырья. В середине марта компания Hyundai Steel приобрела крупную партию японского лома Н2 по 24 тыс. иен (чуть менее $200) за т FOB, тогда как прежние котировки не превышали 23,5 тыс. иен за т. Впрочем, сейчас японские компании намерены довести цены до 25,5 тыс. иен за т, а с учетом некоторого повышения курса иены по отношению к доллару рост обещает быть еще более существенным — почти до $215 за т FOB.

Более противоречивой выглядит ситуация в Турции, где во второй половине марта новых контрактов на закупку металлолома практически не было. Местные производители стали настаивают на уменьшении стоимости HMS № 1&2 (80:20) до менее $250 за т CFR вследствие неблагоприятных тенденций на региональном рынке сортового проката, наличия на рынке относительно дешевых полуфабрикатов российского и украинского производства, а также ослабления лиры по отношению к доллару.

Однако в последнее время валютные факторы работают как раз не в пользу турецких металлургов. Лира, евро и рубль укрепились, так что российские и европейские поставщики не видят смысла идти на уступки. Предложения по HMS № 1&2 (80:20) поступают не менее чем по $255 за т CFR, а американские компании устанавливают цены не ниже $260 за т CFR. Судя по всему, удешевления лома в Турции в ближайшее время все-таки не произойдет, но цены будут колебаться в относительно узком интервале.

Железная руда в течение последней недели временно стабилизировалась на новом уровне — $54-56 за т CFR Китай для австралийского материала с 62% железа. Нынешние цены находятся на самом низком уровне, как минимум, с 2008 года, когда Metal Bulletin, The Steel Index и другие компании начали отслеживать обстановку на спотовом рынке руды и регулярно публиковать цены. Как полагают все без исключения аналитики, это еще не предел отступления. По общему мнению, в течение второго-третьего кварталов железорудные котировки опустятся до менее $50 за т CFR, а затем все-таки смогут оттолкнуться от дна и выйти на отметку $60 за т к концу текущего года.

Китайские металлургические компании в последнее время не проявляют особой активности в приобретении сырья. Многие компании предпочитают закупать его из резервов, складированных в китайских портах, где хранится порядка 95-100 млн. т руды. Но наибольшие опасения железорудных компаний вызывают перспективы уменьшения производства стали в стране. По данным китайской металлургической ассоциации CISA, в первую декаду марта крупные и средние предприятия сократили ежедневную выплавку на 5% по сравнению с концом февраля. А правительство не только заявляет о намерении добиться закрытия избыточных металлургических мощностей посредством ужесточения экологических нормативов, но и начало воплощать эти меры в жизнь.

С другой стороны, как заявляет правительство Австралии, в течение 2015 года объем предложения на мировом рынке железной руды должен возрасти на 111 млн. т по сравнению с прошлым годом. В частности, австралийский экспорт этого сырья достигнет 792 млн. т по сравнению с 717 млн. т в 2014 году. При этом, вывод из строя избыточных мощностей в мировой железорудной отрасли явно затягивается. В прошлом году из игры вышли небольшие китайские компании с относительно незначительными объемами добычи и высокой себестоимости, да было заморожено более 20 перспективных проектов, в основном, в странах Африки. В текущем году пока никто не собирается сдаваться. Производители ЖРС пошли по пути сокращения расходов, в чем им помогает ослабление курсов национальных валют, удешевление энергоносителей и падение тарифов на фрахт судов до самой низкой отметки почти за 30 лет.

Конечно, как считают специалисты, рано или поздно «большая четверка» в составе бразильской компании Vale, австралийских Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group заставит уйти с рынка значительную часть менее крупных и более затратных конкурентов, но это, очевидно, займет больше времени, чем предполагалось.

Глава FMG Эндрю Форрест, правда, призвал коллег по железорудной отрасли ограничить производство, чтобы поддержать цены. Его компания, имеющая самую высокую себестоимость в «большой четверке» и отягощенная значительной задолженностью, сейчас находится в весьма сложном положении. В начале второй половины марта ей даже пришлось отказаться от эмиссии облигаций на сумму $2,5 млрд. из-за слишком жестких условий, выдвинутых потенциальными инвесторами. Однако эта инициатива, очевидно, не будет поддержана конкурентами. Тем более, что предложения Форреста, в соответствии с австралийскими законами, подпадают под определение призыва к созданию картеля, за что незадачливому предпринимателю могут грозить весьма серьезные неприятности.

Таким образом, в ближайшие недели на рынках металлургического сырья, похоже, будут сохраняться прежние тенденции. Стоимость железной руды продолжит медленное снижение, а металлолом, наоборот, немного прибавит в цене.

Просмотров: 153
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

27 марта 2015 г.

Комментарии


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.