На рубеже первого и второго кварталов железная руда впервые за последние десять лет опустилась ниже отметки $50 за т CFR Китай. Таким образом, с начала текущего года она подешевела примерно на 30%. При этом, судя по всему, крайняя точка спада еще не достигнута, хотя, по мнению большинства аналитиков, уже недалека. Как ожидается, рынок должен пройти ее где-то в течение апреля-мая.
Удешевление железорудного сырья усиливает дисбаланс между ним и металлоломом, который, наоборот, медленно поднимается вверх, достигнув к началу апреля максимальной отметки за последние два месяца. Спрос на него немного оживился с началом весны, хотя и остается относительно невысоким. Впрочем, после обвала котировок в конце января — начале февраля значительно сократились и сборы лома, так что рынок к настоящему времени оказался фактически сбалансированным.
Именно такая ситуация наблюдается в США, где цены на металлолом в апреле, судя по всему, либо останутся такими же, что и в предыдущем месяце, либо незначительно прибавят — в пределах $5 за т. Как отмечают трейдеры, большинство американских мини-заводов не планируют на ближайшее время увеличения закупок сырья. Но и складские запасы поставщиков весьма скудны и существенно уступают показателям годичной давности.
Наличие более-менее надежного тыла на внутреннем рынке помогает американским экспортерам лома отстаивать свои позиции за рубежом. В частности, они так и не пошли на уступки в переговорах с турецкими клиентами. В конце марта, когда турецкие металлурги возобновили сделки, им пришлось принять условия поставщиков и согласиться на повышение котировок на материал HMS № 1&2 (80:20) от немногим более $255 за т CFR в начале второй половины месяца до около $260 за т CFR. На данный уровень ориентируются не только американские экспортеры, но и поставщики лома из Европы и России. Материал 3А, отгружаемый из российских черноморских и азовских портов, также прибавил за последнюю неделю до $5 за т, приблизившись к отметке $250 за т CFR.
Правда, возможности для дальнейшего подорожания лома в Турции весьма ограничены. Котировки на сортовой прокат на внутреннем рынке и при экспорте остаются относительно низкими, и их рост в обозримом будущем маловероятен. Здесь многое будет зависеть от воздействия валютного фактора. Судя по всему, небольшая прибавка в стоимости импортного материала в конце марта — начале апреля была в немалой степени обусловлена тем, что курс турецкой лиры слегка укрепился по отношению к доллару. Если лира опять пойдет вниз, она потянет за собой и металлолом.
На азиатском рынке подъем оказался более выраженным. За последнюю неделю немалых успехов добились японские и американские поставщики. Так, американский HMS № 1&2 (80:20), поставляемый в контейнерах на Тайвань, подрос от около $230 до более $240 за т CFR, а крупнотоннажные партии материала HMS № 1 продавались в Корею и страны Юго-Восточной Азии из расчета более $260 за т CFR по сравнению с около $255 за т в начале третьей декады марта. При закупках японского лома Н2 корейские металлургические компании согласились на повышение котировок на $4-12 за т, до около $210-215 за т FOB.
Прежде всего, причиной этого повышения стало расширение спроса на лом в Восточной Азии, имеющее, в основном, сезонный характер. Однако определенную роль, несомненно, сыграл и подъем экспортных котировок на заготовку и сортовой прокат китайского производства во второй половине марта. Поэтому, учитывая недавнее падение цен на ЖРС, азиатский рынок металлолома в ближайшее время, скорее всего, будет нестабильным, а потребители опять попытаются сдвинуть котировки вниз.
Спотовые цены на руду, и в самом деле, проваливаются все ниже. Цены на австралийский материал, содержащий 62% железа, опустились ниже $50 за т CFR — впервые с 2004/2005 финансового года (апрель/март), т. е. еще с тех времен, когда поставки руды осуществлялись по годовым контрактам. Как считают многие аналитики, это еще не предел.
Прогноз Citigroup, еще в начале года предрекавшей удешевление сырья до $50 за т во втором квартале, исполнился даже раньше, чем ожидали самые убежденные пессимисты. Теперь аналитики выдвигают еще более тревожные предположения. Так, по оценкам Deutsche Bank, «дно» на мировом рынке железной руды окажется ниже отметки $40 за т, а Bloomberg Intelligence не исключает обвала до менее $30 за т CFR Китай.
Действия китайского правительства, направленные на сокращение производства стали в стране путем внедрения более жестких экологических стандартов и закрытия предприятий, которые в них не вписываются, вызывают настоящую панику у железорудных компаний. Согласно некоторым источникам, под угрозой остановки находятся чуть ли не 40% мощностей по выплавке стали в Китае. К этому добавляется еще и сокращение видимого спроса на руду со стороны китайских металлургов, успешно играющих на понижение. Запасы сырья в китайских портах, уменьшавшиеся в первой половине марта, снова начали расти и к концу месяца превысили психологически важную отметку 100 млн. т.
Между тем, железорудные компании не намерены сокращать выпуск, так что избыток предложения на рынке только усиливается. Ведущие экспортеры — бразильская Vale и австралийские Rio Tinto и BHP Billiton — сознательно реализуют стратегию расширения производства с целью получения дополнительной экономии на масштабах и увеличения рыночной доли. Fortescue Metals Group, четвертый по величине поставщик ЖРС в мире, и менее крупные австралийские железорудные компании при нынешних спотовых ценах несут убытки, но также не намерены выходить из игры, рассчитывая на эффективность запланированных мероприятий по снижению себестоимости. Кроме того, поддержку экспортерам руды начало оказывать и правительство штата Западная Австралия, объявившее об уменьшении для них рентной платы.
Падение цен затронуло и рынок коксующегося угля, также пострадавшего от сокращения спроса со стороны Китая. Стоимость «твердого» австралийского материала к началу апреля, по данным Platts, опустилась до немногим более $100 за т CFR Китай или менее $95 за т FOB Австралия, установив очередной шестилетний минимум.
В отличие от железной руды, здесь аналитики видят далекий свет в конце туннеля. Низкие цены могут привести к сокращению экспорта коксующегося угля, прежде всего, из Северной Америки, а падение спроса в Китае в долгосрочной перспективе должно быть компенсировано ростом индийского импорта. Но в ближайшем будущем уголь, очевидно, продолжит дешеветь.
Просмотров: 152
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.