К концу мая снова пошли вверх спотовые цены на железную руду, достигнув в Китае максимального показателя за последние без малого три месяца. На рынке металлолома в июне ожидается некоторое повышение котировок, в первую очередь, в странах-экспортерах. Однако подорожание металлургического сырья имеет свои границы. Оно сдерживается недостаточным спросом на стальную продукцию и относительно низкими ценами на нее.
Так, проблемы со сбытом, которые в последнее время испытывают турецкие металлургические компании за рубежом, ограничивают рост цен на металлолом в стране. В начале второй половины мая стоимость американского и европейского материала HMS № 1&2 (80:20) достигла отметки $290 за т CFR, а новые предложения со стороны поставщиков из США поступали уже из расчета до $295 за т CFR, но вскоре после этого на рынке произошел перелом. Турецкие компании, в основном, обеспечив себя сырьем на июнь и начало июля, приостановили закупки, а некоторое удешевление заготовки из СНГ и появление на местном рынке дешевых китайских полуфабрикатов дало им право требовать уступок от экспортеров металлолома.
В последнюю неделю мая новых сделок на турецком рынке лома практически не заключалось. Индикативный уровень цен на HMS № 1&2 (80:20) указывается в интервале $285-290 за т CFR, но потребители настроены на дальнейшее удешевление. В первую очередь, это относится к европейскому материалу. Внутренние цены на лом в Евросоюзе, как ожидается, не претерпят в июне существенных изменений по сравнению с предыдущим месяцем, а курс евро опять понизился по отношению к доллару. Кроме того, спрос на прокат на Ближнем Востоке вплоть до окончания Рамадана в середине июля будет ограниченным, а это также должно оказать негативное воздействие на металлолом.
В то же время, в США преобладают совсем другие ожидания. Американские поставщики лома рассчитывают на долгожданное расширение внутреннего спроса в июне. По данным World Steel Association (WSA), выплавка стали в стране в январе-апреле сократилась на 8,5% или почти 2,5 млн. т по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, что и стало одной из основных причин падения цен на металлолом в стране. Но сейчас положение, вроде бы, начинает выправляться. В связи с этим трейдеры в США планируют рост внутренних котировок на лом на $15-20 за т и, естественно, не готовы ни к каким уступкам при экспорте.
В Азии американский лом несмотря на относительно невысокий спрос после начала дождливого сезона в конце мая за последние две недели прибавил порядка $5-10 за т. В частности, стоимость материала HMS № 1 при крупнотоннажных поставках в Южную Корею, Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии вышла на уровень $260-270 за т CFR против около $260 за т в середине месяца. Контейнерные партии лома HMS № 1&2 (80:20) предлагаются на Тайвань по $230 за т CFR, хотя местные потребители готовы приобретать его, максимум, по $225 за т.
Поддержку региональному рынку лома оказывают японские компании. Спрос на прокат в стране, наконец, сдвинулся вверх, поэтому местным металлургам пришлось раскошеливаться. Компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший покупатель металлолома в стране, в конце мая дважды повышала закупочные цены на 500 иен за т на всех своих мини-заводах. А при экспорте японские трейдеры пытаются вывести котировки на максимальный с января уровень 27 тыс. иен за т FOB для материала Н2, хотя это частично компенсируется понижением курса иены по отношению к доллару до минимальной отметки за последние тринадцать лет.
На общей волне на Дальнем Востоке немного подорожал и российский лом 3А. В конце мая сделки с корейскими покупателями заключались из расчета порядка $260 за т CFR против $256 за т месяцем ранее.
Прибавил во второй половине мая и российский товарный чугун. Этот материал в последние несколько недель пользовался достаточно высоким спросом в Турции, Южной Европе и США. При этом, потенциальные покупатели, как правило, осторожно относились к предложениям со стороны украинских компаний. С одной стороны, те выставили на продажу в мае больше материала, чем в предыдущем месяце, а с другой, нет никакой гарантии в том, что поставки будут в дальнейшем осуществляться в заявленных объемах. Котировки на российский чугун в результате возросли от около $265-270 до $270-280 за т FOB, правда, добиться продолжения подъема в июне будет непросто.
Спотовые цены на австралийскую железную руду с 62% железа в последних числах мая поднялись до более $62 за т CFR Китай — наивысшего значения с начала марта. Комментаторы связывают это подорожание с сокращением запасов руды в китайских портах, составившим порядка 15% с начала текущего года. Это обусловлено как расширением спроса на высококачественное сырье со стороны китайских металлургических компаний, так и некоторыми проблемами с доставкой. По оценкам американского инвестиционного банка Goldman Sachs, только в апреле из-за штормов в Китай не поступило порядка 6 млн. т сырья.
По мнению рыночных аналитиков, повышение цен на ЖРС является краткосрочным и не затрагивает фундаментальных факторов, которые по-прежнему остаются негативными для поставщиков. Китай сокращает в этом году выплавку стали, но не добычу железной руды, так что объемы ее импорта остаются практически неизменными по сравнению с прошлым годом, тогда как производство в глобальном масштабе продолжает увеличиваться. Как считают в Goldman Sachs, мировое потребление руды достигнет пика уже в 2016 году, а в другом американском банке, Citigroup, предсказывают сужение мирового рынка ЖРС на 60 млн. т с 2016-го по 2025 год.
Причем, Китай сам способствует росту избыточного предложения сырья. Во время недавнего визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Бразилию было подписано соглашение о предоставлении китайского кредита в размере $5 млрд. бразильской компании Vale на реализацию проекта разработки месторождения высококачественной железной руды S11D с запланированным объемом производства в 90 млн. т в год. Кроме того, китайцы профинансируют строительство до 8 супербалкеров дедвейтом до 400 тыс. т для перевозки этой руды из Бразилии. Это весьма важное решение, так как ранее китайцы не слишком хотели видеть таких гигантов в своих портах.
В конце мая одна из крупнейших металлургических компаний Китая Baosteel сделала предложение о рекапитализации Fortescue Metals Group (FMG), четвертого по величине производителя ЖРС в Австралии, испытывающего в настоящее время серьезные финансовые проблемы из-за высокого уровня задолженности. В этом году FMG планирует добыть 155 млн. т руды, из которых 63% будет отгружено в адрес Baosteel, так что желание китайской компании поддержать поставщика вполне понятно.
По оценкам китайских правительственных экспертов, в ближайшие год-два мировые цены на ЖРС будут колебаться в пределах $55-65 за т CFR Китай, причем, этот прогноз следует считать оптимистичным. Как полагают аналитики из Goldman Sachs и Citigroup, перепроизводство и относительно низкий спрос со стороны Китая опустят руду до $40 за т в 2016-2017 годах, что приведет к широкомасштабному переформатированию рынка в пользу крупнейших производителей с наименьшей себестоимостью.
Просмотров: 109
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.