Мировой рынок стали находится на спаде. С начала текущего года средний уровень цен на сортовой прокат понизился на 10-12%, а на листовой — на 15-20%. В то же время, затраты металлургических компаний, как правило, сократились незначительно. Эта диспропорция оказывает негативное воздействие на уровень рентабельности производителей проката. Причем, по прогнозу американской компании World Steel Dynamics, прибыльность сталелитейного бизнеса останется низкой, по меньшей мере, до 2017 года. Металлурги все громче требуют государственной поддержки, вследствие чего протекционистские настроения на мировом рынке стали нарастают.
Только в течение первой половины июня в различных странах мира было проведено несколько мероприятий, направленных на сокращение импорта стальной продукции. Наибольший резонанс, безусловно, вызвал старт антидемпингового расследования в США, начатого по иску шести американских производителей листового проката с антикоррозийным покрытием из цветных металлов. Иск подан против поставщиков из пяти стран — Китая, Кореи, Тайваня, Индии и Италии, причем, для всех из них заявлена высокая антидемпинговая маржа: от 71,09% для Индии до 123,06% для Италии. Кроме того, как заявляют представители американских компаний, во всех этих странах действуют, якобы, незаконные программы государственной поддержки национальных производителей проката с покрытиями.
Для мирового рынка оцинкованной стали это первый процесс таких масштабов. В 2014 году из пяти стран, против которых будет проводиться расследование, в США было поставлено почти 2,5 млн. т оцинковки и проката с покрытиями из цветных металлов, из которых более 900 тыс. т пришлось на Китай и 450 тыс. т — на Индию. В первом квартале 2015 года объем подлежащего расследованию импорта данной продукции превысил 700 тыс. т (из около 1,1 млн. т, поступивших на американский рынок из-за рубежа в целом).
В течение последних двух недель в Канаде было начато расследование по импорту толстолистовой стали из Индии и России, а в Бразилии — из Китая. В Индии вступили в силу антидемпинговые пошлины на холоднокатаный нержавеющий прокат из Китая, Малайзии и Кореи. Мексика ввела пошлины на импорт горячекатаных рулонов из Германии, Франции и Китая. В трех странах за это время были повышены тарифы. В Индонезии были установлены новые ставки на широкий ассортимент плоского и сортового проката в размере 10-20%, в Малайзии была введена 5%-ная пошлина на арматуру и катанку из мягкой углеродистой стали, а правительство Индии с 16 июня увеличило тариф на импорт сортового проката с 5 до 7,5%, а листового — с 7,5 до 10%.
Однако в металлургической отрасли ряда стран все громче раздаются голоса в пользу более универсальных решений, способных обеспечить достаточно оперативное и широкомасштабное ограничение «угрожающего» импорта стальной продукции. В частности, активную работу на этом направлении ведет американское «стальное лобби», выступающее за упрощение и ускорение антидемпинговых расследований. Фактически предлагается, чтобы обоснованием для введения антидемпинговых и компенсационных пошлин служило резкое расширение поставок из какой-либо страны или группы стран. При этом, должно быть снято действующее в настоящее время требование, согласно которому при подаче иска нужно предоставить доказательства того, что импорт наносит ущерб американским производителям.
На американский образец начинают все больше равняться и европейские металлурги. Как заявил на конференции European Steel Day в начале июня директор региональной ассоциации Eurofer по международным делам Карл Ташеле, в ЕС от возникновения угрозы для производителей стали до ее парирования с помощью антидемпинговых и компенсационных пошлин проходит, как правило, больше полутора лет. Европейские компании должны сначала зафиксировать ущерб для себя и только потом подавать иск. При этом, расследование обычно продолжается порядка 9 месяцев против 5-6 в США. Поэтому Eurofer обратился к Европейской комиссии с предложением перенять американскую практику, которая предполагает более проактивный подход.
На заседании Комитета по стали ОЭСР 16 июня представители American Iron & Steel Institute, Eurofer и еще восьми металлургических ассоциаций, представляющих Турцию, Бразилию, Мексику, Канаду и США, подписали совместное заявление, в котором призвали национальные правительства не признавать Китай страной с рыночной экономикой в конце 2016 года, как следует из условий вступления Китая в ВТО, принятых в 2001 году. Как утверждают ассоциации, китайская металлургическая промышленность пользуется государственной поддержкой, субсидиями и льготами, что и привело к появлению в отрасли 425 млн. т в год избыточных мощностей, перепроизводству стальной продукции и резкому расширению ее экспорта по низким ценам. Из-за этого, якобы, страдают эффективные частные компании, которые не получают подобной помощи от своих правительств.
Очевидно, в обозримом будущем барьеров на мировом рынке стали станет еще больше. Ограничения импорта проката требуют уже почти повсеместно. В начале июня соответствующее заявление сделал, в частности, Arab Iron & Steel Union. Возможность введения широкомасштабных защитных мер для металлургической отрасли обсуждается в таких странах как США, Мексика, Индия. Безусловно, в первую очередь они будут направлены против Китая, но и российские компании, будучи крупными экспортерами, тоже находятся в зоне риска. Против них уже действуют санкции либо ведутся расследования в ЕС, США, Канаде, ряде стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. И проблемы эти будут нарастать.
Конечно, потребители стальной продукции в странах-импортерах выступают против установления новых барьеров. Так, возможное введение антидемпинговых пошлин на российский и китайский холодный прокат глубоко не одобряют европейские автомобильные компании. Они не используют данную продукцию сами, но опасаются, что ограничения приведут к росту цен на холоднокатаные рулоны на региональном рынке, что затронет и автолист европейского или корейского производства. Аналогичные возражения высказывают турецкие потребители горячего проката.
Тем не менее, российским металлургам нужно быть готовым к появлению новых угроз на внешних рынках. Причем, риски могут иметь как экономическую (резкое увеличение объемов поставок, пусть даже и с низкой базы, как толстого листа в США), так и, возможно, политическую подоплеку. Так, например, канадские власти начали расследование по импорту российской толстолистовой стали, единственным поставщиком которой в страну является «Северсталь», хотя объем продаж в 2014 году составлял всего 3% от общего объема закупок данной продукции.
Просмотров: 145
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.