Китайская экспансия на мировой рынок стали оказывает двойственное влияние на стоимость металлургического сырья. Цены на металлолом в последние недели идут вниз, причем, в качестве одной из основных причин аналитики указывают конкуренцию со стороны дешевых китайских полуфабрикатов, поступающих в больших объемах в Турцию и страны Восточной Азии. Одновременно относительно высокие производственные показатели в Китае оказывают поддержку котировкам на железную руду невзирая на новое удешевление проката на национальном рынке.
Турецкие мини-заводы в начале сентября зачастую предпочитали использовать китайскую заготовку, стоимость которой упала до $300 за т CFR и менее. Спрос на металлолом резко упал, а при заключении сделок металлурги получали значительные скидки по сравнению с концом августа. Американский и европейский материал HMS № 1&2 (80:20) за последние две недели подешевел более чем на $10 за т, до менее $220 за т CFR. Однако потребители считают и такие цены недостаточно низкими. По некоторым оценкам, до конца текущего месяца котировки на лом в Турции могут сократиться до менее $200 за т CFR — впервые с 2003 года.
Китайские полуфабрикаты поступают не только в Турцию, но и в европейские страны, где также успешно конкурируют с ломом. Многие европейские мини-заводы, особенно, на юге Европы и так устроили в этом году продолжительные каникулы, остановив производство, чтобы стабилизировать региональный рынок сортового проката, убрав с него излишки. В результате предложение металлолома в Европе стало избыточным, а цены на этот материал в сентябре сократились на 5-15 евро за т в Германии и Бенилюксе и на 10-20 евро за т в Средиземноморье. В частности, котировки на лом Е3, соответствующий HMS № 1&2 (80:20), упали в Италии до 180-185 евро за т с доставкой.
В США спрос на сырье остается ограниченным вследствие относительно низкого уровня загрузки мощностей на металлургических заводах. При этом, местные поставщики не смогли компенсировать слабость внутреннего рынка посредством активизации экспортных поставок. Американские трейдеры тоже жалуются на то, что материала в избытке, а потребители оказывают давление на цены. В сентябре стоимость основных сортов лома на американском рынке опустилась на $10-15 за длинную т (1016 кг), но за последние три месяца спад составил уже более $50 за т.
Аналогичная картина наблюдается и в Азии. Японские металлурги рассчитывают на осеннее оживление внутреннего рынка сортового проката, но продолжают сбавлять закупочные цены на лом. Компания Tokyo Steel Manufacturing с начала сентября понижала их уже три раза, в общей сложности, на 1-1,5 тыс. иен ($8-12) за т. Экспортные котировки на японское сырье находятся в режиме свободного падения. Корейские компании, в принципе, не испытывающие сейчас нехватки лома, приобретают материал Н2 дешевле $160 за т FOB, а встречные предложения с их стороны опускаются до $155 за т и менее.
Американским и российским трейдерам сложно конкурировать с подешевевшим японским металлоломом и еще более дешевыми китайскими полуфабрикатами, которые поступают во Вьетнам и на Тайвань менее чем по $285 за т CFR. Американцы на Тайване сбросили цены на лом HMS № 1&2 (80:20) в контейнерах до около $170 за т CFR, а поставки российского сырья в Корею осуществлялись в первой декаде сентября менее чем по $200 за т CFR.
Некоторые трейдеры в США и Европе надеются, что рынок уже достиг крайней точки падения, так как минимальные цены снизили активность сборщиков, а впереди зима, когда объем предложения сокращается по «естественным» причинам. Но прокат на мировом рынке продолжает дешеветь, излишки лома на площадках вряд ли удастся полностью распродать в ближайшие недели, так что понижение, скорее всего, еще будет продолжаться и возможно, захватит начало четвертого квартала.
Падение цен на металлолом и заготовки оказывают сильное давление на рынок товарного чугуна. Однако производители в СНГ и Бразилии пока пытаются удержать котировки от резкого понижения. Предложения российского материала для Турции и стран Южной Европы в начале сентября поступали примерно по $220-225 за т FOB, для США — в среднем, на $5-10 за т выше. Котировки в целом понизились примерно на $5-10 за т по сравнению с концом августа, но для возобновления поставок металлургам, очевидно, придется пойти на более существенные уступки.
В отличие от металлолома, железная руда в начале сентября, наоборот, пошла вверх, достигнув максимального уровня более чем за два месяца и приблизившись к отметке $57 за т CFR для австралийского материала с 62% железа. Большинство участников рынка, правда, считают это повышение краткосрочным. По их мнению, оно вызвано, главным образом, оживлением видимого спроса в Китае в последние дни.
В августе Китай импортировал 74,12 млн. т данного сырья, что на 14% уступает показателям аналогичного периода годичной давности. При этом, складские запасы руды в китайских портах впервые с начала лета опустились ниже отметки 80 млн. т.
Хотя цены на прокат в Китае в начале сентября снова понизились, металлурги охотно приобретают сырье в надежде на расширение спроса на сталь в ближайшие месяцы. По крайней мере, правительство страны недавно заявило о необходимости большей поддержки реального сектора экономики. Процентные ставки были снижены, чтобы стимулировать кредитование. Также власти анонсировали крупные проекты железнодорожного строительства с совокупным объемом инвестиций $11 млрд.
Ведущие железорудные компании Vale, Rio Tinto и BHP Billiton по-прежнему считают, что Китай и другие страны мира после преодоления текущего кризиса снова начнут наращивать выплавку стали. В частности, по прогнозу Rio Tinto, в 2030 году в Китае будет выплавляться около 1 млрд. т стали и еще столько же — в других странах мира. Основной прирост, при этом, будет достигнут за счет стран Юго-Восточной Азии. В связи с этим спрос на железную руду в ближайшие 15 лет будет увеличиваться, в среднем, на 2% в год и достигнет к 2030 году 3 млрд. т.
По этой причине Rio Tinto и другие лидеры не намерены отказываться от планов расширения производство. Сама компания в 2016 году собирается довести поставки сырья из Австралии до 360 млн. т по сравнению с 320 млн. т в 2015 году, а BHP Billiton к 2017 году увеличит экспорт руды на 30%, до 290 млн. т. Обе компании, а также бразильская Vale очень усердно работают над снижением себестоимости, намереваясь довести ее до менее $16 за т EXW.
Просмотров: 141
Источник: ©ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.