РЖД | 09 ноября 2004 г. | 11:57

РЖД надоело госрегулирование тарифов

РЖД надоела опека государства. Расценки на перевозки отдельных товаров, в которых доля госкомпании меньше 35%, она хочет устанавливать самостоятельно. Чиновники и конкуренты РЖД опасаются, что монополист начнет демпинговать, а потом требовать повышения регулируемых тарифов.

По закону о естественных монополиях тарифы РЖД — 100%-ной госкомпании — на перевозки грузов, пассажиров и багажа устанавливает федеральная тарифная служба. Железнодорожники считают это несправедливым, поскольку в отличие от конкурентов не могут оперативно снижать расценки на свои услуги. Например, говорит вице-президент РЖД А. Белова, частные железнодорожные перевозчики уже транспортируют в четыре раза больше нефти и нефтепродуктов, чем монополист. А с учетом трубопроводов доля РЖД в перевозках нефти составляет и вовсе 11%.

Чтобы вернуть былые позиции, РЖД предлагает дать ей право самостоятельно определять тарифы. Компания вместе с ВНИИ железнодорожного транспорта написала для тарифной службы проект новых правил, по которым не должны регулироваться тарифы на перевозки, где РЖД занимает менее 35%. “На ряде направлений грузоперевозок РЖД уже перешла в аутсайдеры”, т. е. является “псевдомонополистом”, поясняет директор ВНИИ И. Беседин. По его словам, если служба утвердит “Методику обоснования решений о прекращении регулирования тарифов”, освободиться от госопеки РЖД сможет всего за месяц.

Комментарии чиновников тарифной службы получить не удалось. Курирующее ее Минэкономразвития поддержит предложения госкомпании, если она будет отдельно учитывать доходы и расходы на нерегулируемые услуги, говорит замначальника департамента госрегулирования тарифов министерства Е. Михайлов. Иначе, опасается чиновник, монополист занизит тарифы, которые не устанавливает государство, а потом благодаря полученным убыткам будет требовать повышения фиксированных расценок. “Для расчета тарифов достаточно прозрачности расходов раздельный учет затрат РЖД ведет с 2004 г., — возражает Белова. — Именно поэтому частные перевозчики в этом году смогли устанавливать более низкие тарифы, чем РЖД”.

Новости по теме

Конкурентов госкомпании тревожит другое. “Внутренний водный транспорт может конкурировать с железнодорожным только летом, — напоминает вице-президент Волготанкера А. Клейменов. — Если освободить тарифы, РЖД в этот период может установить низкие цены, а компенсировать их зимой”. Впрочем, надеется вице-президент Ассоциации экспедиторов С. Лопарев, РЖД вряд ли сможет устанавливать весь тариф — 65% в нем занимает так называемая “инфраструктурная составляющая”, а монополию госкомпании в предоставлении рельсов и шпал никто сомнению не подвергает. Белова подтвердила Ведомостям, что РЖД претендует лишь на отказ от регулирования остальных 35% тарифа (“вагонная составляющая”). В этом случае, говорит Лопарев, частным перевозчикам опасаться нечего.

Источник: Ведомости
Просмотров: 136

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter