Порты | 10 ноября 2004 г. | 11:29

Стивидоров приравняют к портам

Как сообщил МС&С начальник департамента РЖД по связям с общественностью К. Пашков, компании удалось добиться признания правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость по экспортным перевозкам грузов с дальнейшим вывозом через морские порты.

По его словам первого вице-президента РЖД Х. Зябирова, Минфином России рассмотрены письма РЖД о применении нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке железнодорожным транспортом экспортных и транзитных товаров в направлении морских портов. Теперь при вывозе этих товаров судами через морские и речные порты, открытые для международного сообщения, налогоплательщики, осуществляющие услуги по перевозке на территории РФ таких товаров железнодорожным транспортом, могут использовать для обоснования применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием:

Новости по теме

- страны назначения;

- отметкой о перевозке товаров в режиме экспорта (транзита);

- отметкой о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита), проставленной хозяйствующим субъектом, расположенным на территории порта, открытого для международного сообщения, и осуществляющим операции по погрузке, перегрузке, выгрузке, складированию, хранению, перевалке грузов в соответствии с законодательством РФ.

Организации, осуществляющие в настоящее время перевалку грузов на морской транспорт, представлены в перечне Министерства транспорта РФ. "Таким образом, когда в перевозочных документах внутреннего сообщения в графе "Грузополучатель" указана организация, обозначенная в перечне Минтранса РФ, расчеты за перевозку железнодорожным транспортом товаров, в случае вывоза их за пределы РФ через морские порты, производятся с применением нулевой налоговой ставки НДС, - пояснил Х. Зябиров. - В случае отсутствия в графе "Грузополучатель" организации, указанной в перечне, начисляется НДС по налоговой ставке 18%".

Право на применение нулевой ставки напрямую связано с представлением в налоговые органы подтверждающих документов. Основания для применения нулевой ставки определены пунктом 1 статьей 164 НК РФ, где, в частности, оговорено, что налогообложение производится по ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Пунктом 5 ст. 165 Налогового кодекса РФ определен перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения "нулевой" ставки НДС при оказании железными дорогами услуг по перевозке экспортируемых (транзитных) товаров. При этом установлено, что при перевозке товаров, в дальнейшем вывозимых на экспорт через морские порты, перевозочные документы, представляемые в налоговые органы, должны иметь отметку порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта. Проблема в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм, определяющих понятие "порт". При этом погрузочно-разгрузочную деятельность в порту осуществляют различные стивидорные компании, которые и проставляют на перевозочных документах отметку о приеме товара для погрузки на морские суда.

Однако отсутствие в названии организации и, соответственно, в отметке, проставляемой на перевозочных документах, слова "порт" являлось основанием для отказа со стороны налоговых органов в возмещении сумм НДС и для привлечения РЖД к ответственности за совершение налогового правонарушения в результате необоснованного применения "нулевой" ставки к таким перевозкам.

В результате того, что на перевозочных документах проставлялись отметки организаций, не содержащие слово "порт", налоговики регулярно доначисляли РЖД на стоимость услуг по перевозке экспортных товаров НДС по ставке 18%, а также пени и штрафы. РЖД неоднократно обращалось и в Минфин России, и в Министерство по налогам и сборам с просьбами урегулировать имеющуюся проблему с отметками порта. РЖД, в частности, предложило приравнять в целях применения статьи 165 Налогового кодекса РФ отметки организаций, имеющих лицензию Минтранса России на погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах, к отметкам порта.

О других проблемах во взаимодействии портовиков и РЖД читайте в интервью руководителя департамента по загрузке портов Российской ассоциации морских торговых портов А. Шутка, которое опубликованно в первом номере журнала "Металлоснабжение и сбыт. Северо-Запад".

Источник: ИСС "Металлоснабжение и сбыт"
Просмотров: 77

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter