Спор по стальной и алюминиевой продукции между Китаем и США продолжает развиваться в ВТО
Как известно, в рамках процедуры разрешения споров в ВТО 5 апреля Китай обратился к Соединенным Штатам с просьбой о консультациях относительно увеличенных ввозных таможенных пошлинах на сталь на 25 % и алюминий на 10 %. В своем обращении Китай ссылался на следующие статьи ГАТТ-1994 (GATT - General Agreement on Tariffs and Trade, Генеральное соглашение по тарифам и торговли): I:1 , XIX:1 , XIX:2 , II:1(a) , II:1(b) и статьи Соглашения о защитных мерах ВТО (Agreement on Safeguards): 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 5.1, 7, 11.1(a), 12.1, 12.2, 12.3.
В соответствии со ст. 4.3 DSU (Dispute Settlement Understanding - Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров), предполагающей комментарии ответчика, в данном случае США, в течении 10 дней с момента получения просьбы о консультациях, Соединенные Штаты передали свой ответ 13 апреля в DSB (Dispute Settlement Body – Орган по разрешению споров, ОРС). В своем ответе США подчеркнули, что тарифы на импорт стальных и алюминиевых изделий введены в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 года («Раздел 232») и они необходимы в целях предотвращения ущерба и угроз национальной безопасности США. Также США отметили, что вопросы национальной безопасности - это политические вопросы, которые не могут быть подвергнуты пересмотру или разрешению путем споров в ВТО. Как отражено в тексте обращения США, каждый член ВТО сохраняет полномочия определять для себя те вопросы, которые он считает необходимыми для защиты своих основных интересов безопасности, что отражено в тексте статьи XXI ГАТТ 1994 года. В связи с этим США не согласились с Китаем, что введенные пошлины на сталь и алюминий являются защитными мерами в понимании Соглашения о защитных мерах, а потому нет основания для консультаций в отношении тарифов, введенных в соответствии с «Разделом 232». Вместе с тем США подтвердили готовность встречи для консультаций с представителями делегации Китая.
Кроме этого, ряд государств в связи со своим значительным торговым интересом и на основании ст. 4.11 DSU уже подали заявления на участие в консультациях. Так, 17 апреля было получено сообщение от делегации Индии на участие в консультациях, а 18 апреля – от делегации Таиланда и России. Указанные просьбы на участие в консультациях будут удовлетворены, если США согласятся с обоснованием наличия существенного интереса (в противном случае можно будет попросить консультации на основе других статьей ГАТТ). При этом Российская Федерация в своем запросе отметила значительность российского экспорта упомянутых продуктов в США, что было признано, в частности, в отчетах Министерства торговли США во время проводимого расследования в соответствии с разделом 232 Закона о расширении торговли 1962 года. Как указано в заявлении Российской Федерации, в январе-октябре 2017 года российский экспорт алюминиевой продукции составил 625 792 тонн, что делает Россию вторым по величине поставщиком этого вида продукции в США, а экспорт металлопродукции из России в США в 2017 году составил около 3 123 691 тонн, что занимает пятое место среди американских импортеров.
Таким образом, спор по стальной и алюминиевой продукции между Китаем и США продолжает развиваться в соответствии с процедурами разрешения споров в ВТО. Между тем, учитывая аргументацию и настрой участников спора, его результаты весьма неоднозначны и, скорее всего, он не приведет к снятию введенных пошлин без привязки к двусторонним переговорам и уступкам по доступу на рынки по другим товарам, а также изменению политики Китая в отношении сталелитейных мощностей.
Комментарий подговил Антон Акимов,
заместитель председателя комитета ТПП РФ по экономической интеграции и ВЭД
P.S. Подробнее о развернувшихся торговых стальных войнах читайте в майском выпуске журнала "Металлоснабжение и сбыт".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.