"Газпром нефть" пытается диверсифицировать свой бизнес
Созданный "Газпром нефтью" акселератор StartupDrive отобрал 10 российских и международных стартапов для финальной части своей второй акселерационной программы. "С отобранными стартапами мы теперь будем три месяца работать, проверять гипотезы и выстраивать взаимовыгодные бизнес-процессы", — сообщил РБК Петербург представитель акселератора. Большинство из проектов связаны с разработкой мобильных приложений и IT-платформ.
С помощью программ StartupDrive ПАО "Газпром нефть" пытается диверсифицировать свой бизнес, говорят эксперты. Следуя распространенному в последние годы в России тренду, компания предпочла не изобретать необходимые для этого технологии усилиями своих сотрудников и не покупать их готовыми на рынке, а "докручивать" в своем корпоративном акселераторе существующие и уже показавшие свою эффективность внешние стартапы. Такие программы пару лет назад стали активно реализовывать многие крупные компании в России. В Петербурге таким же путем пошли, например, Кировский завод, "Силовые машины", инвестиционно-девелоперская ГК "БестЪ" и др.
Выход на новый рынок
В отличии от некоторых компаний, диверсифицирующихся в формате конгломерата, предусматривающего широкий спектр деятельности, "Газпром нефть" предпочла (по крайне мере пока) ограничиться смежной, транспортно-логистической, сферой. "Мы стремимся к горизонтальной диверсификации бизнеса, предоставляя клиентам новые смежные услуги, не связанные напрямую с сетью заправок. Акселерационная программа дает понимание, насколько продукт интересен пользователям, нашим клиентам", — поясняет директор по региональным продажам ПАО "Газпром нефть" Александр Крылов.
Акселератор StartupDrive заработал в 2019 году. Первая акселерационная программа стартовала в апреле 2019 года. В отборе участвовали 200 молодых компаний. Финалистами стали пять российских стартапов, занимающихся разработками в сферах грузоперевозок, такси, каршеринга, эвакуации, страхования транспорта.
Во второй акселерационной программе StartupDrive, стартовавшей в ноябре 2019 года, участвовали уже и иностранные компании. В число 10 отобранных стартапов попали, помимо российских, также компании из Великобритании и Нидерландов. Как пояснили в "Газпром нефти", привлечение иностранцев поможет компании выстроить взаимодействие с внешними инновационными экосистемами для развития сбытового бизнеса. Немного расширилась и сфера деятельности привлекаемых к акселерации стартапов. Так, среди финалистов — мобильная заправка, голосовой помощник водителя, поиск попутчиков среди коллег, цифровой сервис для управления строительством, платформа планирования путешествий и др.
Отсекая лишнее
Формат работы акселератора более или менее стандартный, правда, без некоторых элементов, которые организаторы сочли лишними. Каждый стартап пройдет трехмесячный интенсив и получит возможность доработать свой продукт и масштабировать его продажи, используя каналы дистрибуции компании "Газпром нефть" и ее партнеров, а также привлечь внимание венчурных фондов.
"Мы оставили в программе только все самое необходимое — составляем индивидуальные планы работы для каждого стартапа, в которых половину задач берем на себя. Для нас очень важно концентрироваться на реальной работе и проверке продуктовых гипотез стартапа, поэтому в программе отсутствует общий образовательный трек для всех, — рассказал руководитель акселератора StartupDrive Константин Мусатов. — Мы проводим обучения или воркшопы на конкретные темы для каждого участника. И мы экономим время — для участия в программе необязательно находиться в наших офисах, стартап может участвовать удаленно, из своей бизнес-локации".
Профессиональные компании-акселераторы (вроде iDealMachine, GenerationS, CROC Digital, акселераторов ФРИИ или Фонда "Сколково") не привлекаются — в качестве трекеров StartupDrive приглашает отдельных специалистов, имеющих соответствующий опыт работы во ФРИИ, акселераторах Сбербанка, КАМАЗа, Кировского завода, ИТМО, бизнес-инкубаторе "Ингрия" и т.п. Финал программы намечен на конец апреля.
Формат послеакселерационного взаимодействия "Газпром нефти" со стартапом определяется особо. "С каждым отдельным стартапом прорабатывается вектор развития и взаимовыгодного сотрудничества, определяются метрики и возможные виды интеграции в бизнес, в том числе, возможность создания совместного IT-продукта. По итогам акселерации будет определяться, в какой именно форме сотрудничество продолжится — партнерство, revenue sharing — разделение прибыли, или вхождение в портфельные активы. Также компания может выступать партнером при сделках с венчурными фондами", — пояснили в "Газпром нефти".
Куда вторгается "Газпром нефть"
Пока, как говорит представитель акселератора, не определена судьба даже финалистов первой программы — это произойдет примерно в июле 2020 года. О предпочтениях стратегов "Газпром нефти" по развитию конкретных сегментов непрофильного бизнеса можно приблизительно судить по составу 16 финалистов обеих акселерационных программ.
Все проекты представляют собой IT-разработки — платформы или приложения. 13 стартапов ориентированы на сферу b2b, 14 проектов посвящены сервисам для автомобилей — частных и коммерческих, легковых и грузовых. Один стартап предлагает собственный вариант агрегатора аренды спецтехники (экскаваторы, бульдозеры, краны, погрузчики, грейдеры и т.п.). Еще один разрабатывает модель цифрового двойника промышленного предприятия. Новых, не существующих на рынке услуг, ни один стартап не предлагает — все они призваны улучшить существующие на рынке сервисы путем более эффективной, как утверждают разработчики, организации услуги (более качественная программа, предоставление комплекса услуг и т.п.).
Некоторые проекты трудно назвать стартапами — они существуют довольно давно и уже приносят многомиллионные доходы. По словам их руководителей, "Газпром нефть" им нужна для дальнейшего развития, наращивания клиентской базы (в том числе за счет клиентов "Газпром нефти").
Цифровая фабрика для нефтянки
Одним из наиболее амбициозных представляется проект Rubius 4D компании Rubius. Компания, которая специализируется на автоматизации промпредприятий, предоставляет набор инструментов для программистов для создания систем управления инженерными активами. Пока это система используется только для контроля строительства сложных объектов и управления отдельными их элементами. По словам директора по маркетингу и продажам Rubius Ильи Новосельцева, сейчас 16 компаний уже пользуются ее продуктами и услугами.
Проект предусматривает создание цифровой системы управления производственными активами. С помощью "Газпром нефти" компания хочет сформировать базу данных, необходимую для создания такой системы для компаний нефтяного бизнеса, например, нефтеперерабатывающего завода, нефтебазы, сети автозаправок и т.п. Кроме того, для создания эффективной системы управления разработчики намерены тщательно изучить механизмы работы предприятий нефтяной сферы.
В сущности, это проект создания типовой модели цифрового двойника предприятия — цифровой фабрики, по терминологии лидера направления ТехНет НТИ Алексея Боровкова. Известно, что главная проблема создания любого цифрового двойника — формирование цифровой базы данных, описывающих функционирование объекта, для которого создается цифровой двойник. Такие данные включают как самую разную документацию по объекту, так и эмпирические данные о работе всех мельчайших его элементов. "Мы агрегируем все эти данные в нашей платформе. Наше IT-решение позволяет очень быстро создать цифровой двойник актива без существенных дополнительных затрат заказчика, интегрироваться с имеющимися инженерными системами объекта и решить пул задач по управлению объектом на всем жизненном цикле его существования — от момента проектирования и строительства, до момента вывода его из эксплуатации", — заявил директор по маркетингу и продажам компании Rubius Илья Новосельцев.
Он утверждает, что подобных решений, позволяющих управлять большим промышленным объектом на протяжении всего жизненного цикла, на рынке сейчас не существует. В то же время, по экспертной оценке департамента продаж компании "Газпром нефть", в перспективе ближайших пяти лет российские промышленные компании проинвестируют порядка 42 млрд руб. в создание цифровых систем управления промышленными активами. Это создает целый рынок для таких решений, заработать на котором и рассчитывает компания Rubius.
Однако выступавшие на обсуждении проекта специалисты указывали, что составление базы данных для цифрового двойника, то есть, оцифровка работающего предприятия — очень сложная и трудоемкая задача. Ранее РБК Петербург об этом же говорил и Алексей Боровков, объясняя, почему в России до сих пор нет полноценных моделей цифровых фабрик. Для своей системы его "Центр компьютерного инжиниринга" собирал данные около 10 лет и только поэтому в рамках проекта "Кортеж" удалось в короткие сроки создать цифровой двойник президентского лимузина Aurus. По этой причине реализовать проект Rubius 4D будет очень сложно, говорили критики, — компьютерную программу можно написать быстро, а собирать данные для нее, возможно, придется годами.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.