М. Лопатин: "Покупательская способность снизилась в связи с сокращением общих доходов населения"
В конце 2020 г. редакция журнала «Металлоснабжение и сбыт» задала актуальные вопросы руководителям компаний участникам рынка металлов о непростом минувшем годе, о ближайших перспективах, о планах на 2021 г. и не только.
М. Лопатин, коммерческий директор компании Металл-Профиль
Как бы вы охарактеризовали 2020 г.? Какие изменения на рынке металлоторговли происходили в течение года?
Неопределенность — главное слово года. Самое сложное время пришлось на весенние месяцы: никто не знал, чего ожидать, не брался делать прогнозы. Эти месяцы стали неожиданностью не только для нас, но и для всего мира. Люди не понимали, что делать, и как долго это продлится. Разумеется, нас эта ситуация тоже дисбалансировала. Пришлось стремительно меняться — перестраиваться на дистанционный режим работы, и это дало свои результаты. В 2020 г. мы, как и многие в отрасли, столкнулись с перебоями в поставках сырья, с дефицитом металла. Рынок оказался не готов к создавшейся ситуации. Это ощутили не только переработчики, но и комбинаты. На экономику повлиял и скачок курса валют.
В первые недели апреля наблюдался резкий откат, мы ожидали серьезного падения рынка. Запросы снизились до 40% по сравнению с АППГ. Казалось, рынок будет падать и дальше, но на удивление он достаточно быстро восстановился, и уже летом спрос компенсировал весеннее падение. В июне трафик кратно возрос по сравнению с тем же периодом 2019 г., и это моментально перекрыло краткосрочные отклонения, которые были зафиксированы в апреле.
Мы не стали менять годовые планы, ведь чтобы что-то корректировать, нужно иметь возможность делать прогнозы, а это было нереально. К тому же компания действительно была готова к таким неожиданностям, как перевод б?льшей части сотрудников на удаленную работу и дистанционные продажи. Мы постоянно отслеживали ситуацию и не обнаружили критические моменты, которые вынудили бы нас изменить планы. Однако действительность заставила вносить изменения в процессы, принимать меры «на опережение». В результате мы очень быстро и достаточно серьезно пересмотрели подход к работе, что позволило по итогам года достичь высоких результатов.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что 2020 г., несмотря на все его сложности, неопределенности и невзгоды, для Металл Профиля оказался очень хорошим. Последние три года мы последовательно прогрессируем, удерживаем динамику роста в клиентской базе, в объемах продаж и доходности компании.
Как сложился год для вашего бизнеса? С какими трудностями столкнулись? Какие изменения произошли внутри компании?
Нельзя сказать, что Металл Профиль сильно просел в каком-то сегменте. Мы участвовали во многих проектах, связанных со строительством медицинских центров (в том числе для экстренно возводимых COVID-госпиталей), производств пищевой промышленности, в сельском хозяйстве.
Что касается загрузки наших мощностей в производстве холоднокатаного металла, в оцинковании, покраске и переработке металла, то мы идем в соответствии с плановыми показателями, которые определили для себя в 2019 г. Мощности в период пандемии мы не останавливали, объем выпуска превысил показатели предыдущего года. С 2020 г. объем производства проката с премиальными покрытиями вырос на 18%.
Немаловажно, что наша компания одна из немногих в отрасли за последние несколько лет действительно крупно вкладывалась в интернет-проекты. Мы продолжаем инвестировать в диджитал, и это дает свои результаты. Но самое важное — мы существенно поменяли подход к продажам, усилили контроль по всем направлениям: каждая сделка, каждый клиент, каждое обращение, каждый заказ находились и находятся под пристальным наблюдением. Прошлый год стал годом ударного труда, в какой-то мере испытанием на прочность для многих наших сотрудников. Мы его выдержали, за что отдельная признательность каждому. Готовность работать по максимуму и сплоченность — вот что стало приоритетно. Это позволило серьезно увеличить конверсию и, как следствие, продажи.
На протяжении всего года б?льшая часть бэк-офиса работает дистанционно, благо технические возможности и материально-техническая база позволяют обеспечить сотрудников рабочими инструментами и поддерживать все текущие процессы. В 2020 г. мы стали еще внимательнее относиться к сервисам, стремимся отладить систему, чтобы клиент мог использовать любой комфортный канал коммуникации и везде получал качественное обслуживание. Хотим поднять уровень сервиса настолько, чтобы человек мог получать услуги максимально комфортно с минимальными трудозатратами.
Как, по вашему мнению, будет складываться ситуация на рынке в ближайшей перспективе?
Мы по-прежнему придерживаемся мнения, что делать прогнозы — неблагодарное занятие, поскольку слишком много факторов неопределенности. С одной стороны, государство, безусловно, оказывает поддержку отрасли (строительство получает поддержку за счет правительственных программ), но падение спроса в сегменте коммерческого домостроения очень заметно. Многие крупные проекты приостановлены. Желание людей обзавестись домом никуда не пропало, и даже усилилось — ценность загородного дома или дачи заметно возросла по понятным причинам. Но при этом покупательская способность снизилась в связи с сокращением общих доходов населения. То есть факторов, не позволяющих делать точные прогнозы, очень много.
Однако в последние три года в свои годовые планы мы всегда закладывали рост, и этого роста добивались. Наступивший год не станет исключением.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.