Сортировка мусора в РФ потребует 1 млрд. руб.
Финансирование предложено направить на возмещение компаниям до 25% лизинга техники по обработке и утилизации отходов. На покупку новых мусоровозов, мусорных контейнеров и фандоматов планируется выделить дополнительные субсидии, сказали «Известиям» в РЭО. Представители отрасли считают, что мера поддержки будут стимулировать компании переходить на современные экологичные технологии. Но реализация проекта потребует большей прозрачности и обоснования, считают эксперты.
— Очень важно поддерживать регионы в организации раздельного сбора мусора. У многих территорий нет возможности самостоятельно обеспечить всю последовательность процесса. Поэтому мы уже разработали правила субсидирования регионов для закупки контейнеров для раздельного сбора твердых коммунальных отходов, — сообщил «Известиям» министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.
По его словам, важно не только собрать мусор, но и довезти каждый его вид отдельным транспортом, не смешивая, от придомовой площадки до пункта сортировки. Поэтому, чтобы компании смогли выпустить на линию необходимое количество машин, им будет доступна компенсация лизинга спецтехники, отметил Александр Козлов.
Главная цель новых мер — повысить уровень внедрения раздельного сбора отходов в регионах и стимулировать компании переходить на современные экологичные технологии обработки и утилизации отходов без существенного роста тарифа, сказал «Известиям» глава РЭО Денис Буцаев.
— Все механизмы поддержки направлены на выполнение федерального проекта по формированию комплексной системы обращения с отходами. Ключевые показатели к 2030 году — сортировка 100% мусора и снижение на 50% количества отходов, направляемых на полигоны, — добавил он.
По словам Дениса Буцаева, чем больше будет государственная финансовая поддержка нововведений, тем меньше граждане ощутят рост тарифов. Как сказали «Известиям» в РЭО, субсидирование покупки новых фандоматов, мусоровозов и контейнеров потребует дополнительных бюджетных средств.
Сегодня техническая база в сфере переработки твердых бытовых отходов (ТБО) требует не только модернизации, но и во многих регионах полного создания фактически с нуля, отметил генеральный директор ПАО «Городские инновационные технологии» Сергей Минко.
— Субсидии ускорят или помогут запустить процесс модернизации и создания новых комплексов переработки, которые во многих регионах стоят на паузе. Мера не повлияет на тарифы для граждан, но в среднесрочной перспективе отразится на жизни каждого, так как является ключевым фактором перехода к более экологичному существованию городов, — заявил эксперт.
Субсидии на частичное покрытие расходов на лизинг — правильная мера, считает первый зампред общественного совета при Минприроды Александр Закондырин. Сейчас в России действуют 173 региональных оператора в 280 зонах с очень разными стартовыми условиями, указал он. Для некоторых из них эта госпомощь крайне нужна, в противном случае компаниям будет очень сложно выполнить новые требования в части сортировки отходов, утвержденные правительством в прошлом году, считает эксперт. При этом в масштабах страны объем поддержки в 1 млрд. руб. не выглядит большим, заключил Александр Закондырин.
о словам исполнительного директора ассоциации «Чистая страна» Руслана Губайдуллина, сегодня в некоторых регионах вторсырье попросту негде перерабатывать.
— Ряд операторов воспользуется этой мерой поддержки. Сегодня многие мощности по сортировке отходов нуждаются в модернизации в соответствии с новыми требованиями, выпущенными правительством в конце прошлого года. Но даже в тех регионах, где уже есть такие объекты, получаемое на них отсортированное сырье негде перерабатывать. При сложившемся положении дел в отрасли очень сложно выполнить целевые показатели по утилизации, установленные нацпроектом «Экология», а также внедрить повсеместно раздельный сбор мусора, — объяснил он.
Покупка же контейнеров в лизинг, по мнению эксперта, — мера неоправданная. Контейнеры — это расходный материал, срок их службы — примерно 3–5 лет. К тому же для лизинга, как правило, необходимо оплатить страховку, которая не учитывается в тарифе, это невыгодно операторам, сказал Руслан Губайдуллин.
Проект стоит сделать более прозрачным: четко указать, на какую именно технику требуются бюджетные деньги и почему такие траты обоснованны, считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.