Мировой рынок меди: обзор УГМК итогов 1-го квартала
Средняя цена меди в первом квартале 2021 г. составила $8 475 за тонну, что на 50% выше значения первого квартала 2020 г. ($5 640). После резкого падения котировок в марте-апреле 2020 г., начался восстановительный рост цен до закрепления на стабильно высоком уровне более $9 000 за тонну в конце 1 квартала 2021 г. Пик роста цен в первом квартале ($9 614 за тонну) пришелся на значительное снижение запасов на биржах, а также стал реакцией на известия о планируемой масштабной финансовой поддержке плана по восстановлению экономики США, что закономерно поставило вопросы о дополнительном спросе на металл, а также неизбежном ослаблении курса доллара США.
США и Еврозона, судя по изменению PMI, вышли на траекторию восстановительного роста, поддерживая позитивные ожидания о скорейшем восстановлении мировой экономики. Китай традиционно снижает динамику в начале года, в том числе из-за долгих праздничных дней в стране.
Тем не менее Китай остается ключевой страной для мирового рынка меди: импорт концентрата в страну в первом квартале вырос на 7,4%, до 5,96 млн т; общий импорт меди вырос на 11,9%, до 1,44 млн т. Импорт лома после снятия ограничений на его импорт вырос на 60% в январе-феврале. Потребление меди в Китае в период до 2025 г., как ожидается, будет расти на уровне 2,5-4% в год, в результате чего потребление меди к 2025 г. вырастет до 16 млн т. Основными драйверами роста станут строительный сектор, развитие 5G-сетей и рост потребления в «зеленых» технологиях.
Потребление меди в производстве электромобилей будет напрямую зависеть от стимулирующих мер. КПК поставила задачу достичь 20% автомобильного рынка страны, занятых электромобилями к 2025 г. При достижении этого показателя дополнительное спрос на медь со стороны производителей электромобилей может достичь 0,5 – 0,6 млн т.
США и Европа будут демонстрировать значительные темпы прироста потребления за счет отложенного спроса и низкой базы прошлого года. Trafigura указывает на то, что потребление металла в США и европейских странах за первый квартал 2021 г. увеличилось на 5% по сравнению с январем-мартом 2020 г. Дополнительный спрос на металл в США ожидается в связи с масштабной программой инвестирования в инфраструктуру страны, что повлечет ежегодный прирост потребления в стране до 2035 г. в объеме 0,10-0,17 млн т, по разным оценкам.
Растущий спрос на металл заставляет производителей интенсифицировать усилия по развитию новых добывающих проектов. В 2021 – 2022 гг. ожидается ввод в эксплуатацию сразу 4-х крупных добывающих проектов: Kamoa Kakula (Д.Р. Конго, +530 тыс. т меди в год), Quellaveco (Перу, +300 тыс. т меди в год в первые 10 лет эксплуатации), Spence-SGO, Quebrada Blanca QB 2 (Чили, +316 тыс. т меди в год в первые 5 лет эксплуатации) и Удокан (Россия, +68 тыс. т меди в концентрате). При этом Spence-SGO и одна из очередей Kamoa Kakula уже запущены на несколько месяцев раньше плана.
По оценке ICSG, новые проекты и нормализация добычи на существующих приведет рынок в 2021-2022 гг. к небольшому профициту металла: 80 тыс. т в 2021 г. и 110 тыс. т – в 2022 г.
Впрочем, иные исследователи в 2021 г. ожидают дефицит металла на уровне 190 тыс. т. В 2022 г. недостаток металла сохранится, но на уровне 150 тыс. т.
Ключевые мировые производители меди показали разную динамику производства. Южноамериканские добывающие активы по-прежнему испытывают негативное влияние карантинных ограничений. В частности, снижение производства BHP напрямую связано с невозможностью использовать полностью весь штат сотрудников на южноамериканских активах. Antofagasta связывает снижение производства концентрата со снижением содержания меди в руде. При этом компания прошла критический момент переговоров с профсоюзами Las Pelambres, что позволяет надеяться на стабильную добычу в будущие периоды.
Рост производства Freeport MacMoRan связан с успешным ускорением перехода к подземным участкам добычи на ключевых индонезийских активах. В целом производители концентрата выходят на нормальный уровень производственной активности, но необходимость отвлекать инвестиции на обеспечение карантинных мер негативно сказывается на перспективах ГРР, что в перспективе 4-5 лет может оказать дополнительное влияние на уровень добычи и дефицит металла на рынке, а также на перспективу роста цен на медь.
Многие прогнозы сохраняются на «консервативном» уровне, но учетом всего описанного ранее, представляется, что цены в 2021 году имеют больший потенциал для роста – на уровне ~ $9 000 за тонну. Динамика цены в 1-м квартале 2021 г. объясняется в том числе спекулятивными факторами и информационным давлением отдельных инвестиционных, финансовых и торговых компаний, подогревающих интерес инвесторов к меди своими прогнозами цен больше $10 000 за т. Trafigura и Goldman Sachs указывают на уровень $15 000 за тонну, но GS отдельно подчеркивает, что это случится к 2025 г. Bank of America в свою очередь ждет в том же 2025 г. $20 000 за тонну меди.
Подобный оптимизм связан с указанными проблемами с предложением сырья при растущем потреблении, но также дополняется «зеленой» аргументацией и расчетом на активное вытеснение «грязных» источников энергии более экологичными и требующими большего количества меди. Отметим, что рост потребления меди будет происходить при любом сценарии роста энергопотребления в мировой экономике, а фокусировка на альтернативных источниках энергии пока представляется дополнительным аргументом, работающим на инвестиционную привлекательность меди, но не технологической необходимостью.
Несомненно, по мере приближения к пику потребления меди уровень в $15 000, закрепление и его превышение достижимы, но не в перспективе 2021 г., когда более реальным видится коридор $8 800– $9 000 за тонну, говорится в аналитическом отчете УГМК.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.