На российском рынке вагонов неожиданно возник дефицит парка
На рост ставки и сокращение предложения полувагонов на рынке уже жаловались соледобывающие предприятия. По информации “Ъ”, страдает и сектор строительных грузов. Спрос на полувагоны растет в связи со скачком цен на основной экспортный груз ОАО РЖД — уголь.
— Производители пытаются вывести максимальный объем угля,— говорит источник “Ъ” на операторском рынке.— А некоторые операторы останавливают плановые ремонты и переводят парк в отстой, так как текущий уровень тарифов делает работу нерентабельной».
По данным «Промышленных грузов», на июнь средняя ставка аренды полувагона составила 850 руб. в сутки, то есть выросла с зимних 700 руб. к уровню июня 2020 года, но пока не вышла ни к значениям средней ставки 2020 года (более 900 руб.), ни тем более 2019-го (почти 1,8 тыс. руб.).
С начала года, сообщили “Ъ” в ОАО РЖД, парк на сети вырос на 15,4 тыс. и достиг 1,22 млн вагонов. Из них полувагонов — более 581 тыс. (рост на 6,6 тыс.). По статистике, которую видел “Ъ”, в нерабочем парке на 1 июля находилось 39,6 тыс. типовых и 2,96 тыс. инновационных полувагонов, из них более десяти дней — 23,2 тыс. и 421 соответственно. Эти показатели по типовым полувагонам выросли к той же дате 2020 года в 2,3 раза, 2019 года — в 4,4 раза.
Операторы, со своей стороны, жалуются на увеличение цен на ремонт. По словам господина Дружинина, эти услуги с 1 июля подорожали на 5%, цены на запчасти — на 15–20%, так что общая стоимость ремонта вагона достигла примерно 1 млн руб.
«В перевозочный процесс вовлекается больше вагонов, которые ранее вынужденно отставлялись в отстой,— рассказывает генеральный директор "СГ-транса" Сергей Калетин.— И вагоноремонтные предприятия, наблюдая это увеличение, решили вдруг повысить цены. Так, "СГ-транс" получил письма, по которым рост стоимости капитального ремонта колесных пар составит не менее 8%. Цену одновременно и на одинаковую величину повышает и НВРК (бывшая ВРК-2), и ОМК "Стальной путь" (бывшая ВРК-3)». По словам господина Калетина, в качестве аргумента приводится остановка на плановый ремонт производителей цельнокатаных колес (ЦКК) — Evraz и ОМК. «Но, во-первых, это плановая остановка, и во-вторых, она временная, а стоимость услуг ремонта повышается на постоянной основе»,— уточняет он.
Крупнейшие вагоноремонтные предприятия уведомляют участников рынка о росте стоимости различных видов ремонтов на 5–15% со второго полугодия, подтверждает представитель председателя президиума СОЖТ, главы «Трансойла» Игоря Ромашова. По его словам, ремонт ЦКК дорожает в пределах 10 тыс. руб. за единицу. Рост цен сужает возможности операторов по обслуживанию растущих объемов грузов.
Стоимость запчастей увеличилась более чем на 50% за последнее время»,— говорит собеседник “Ъ” на рынке.
В Evraz “Ъ” сообщили, что поставляют железнодорожные колеса в рамках договоров от декабря 2020 года и первого квартала 2021-го. «Односторонних пересмотров условий на поставку колес со стороны Evraz не было,— уверяют там.— Новые договора не заключались». В компании добавили, что плановый ремонт производства колес ежегодно проходит в июле—августе, о чем покупатели были заранее уведомлены. В ОМК “Ъ” сообщили, что «макроэкономические изменения, в том числе рост цен на металл, могут влиять на уровень цен готовой продукции». Плановый капремонт завершится до конца лета, поясняют в ОМК, также говоря о том, что покупатели были проинформированы.
Источник “Ъ” на вагоноремонтном рынке отмечает, что выходом для операторов мог бы стать долгосрочный сервисный контракт, где ответственность за закупку колеса лежала бы на ремонтной организации.
О ситуации в транспортном машиностроении читайте в новом выпуске журнала «Металлоснабжение и сбыт».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.