Операторы выступили против роста штрафов от РЖД
Отраслевые объединения железнодорожников и клиентов ОАО РЖД выступают против поправок к уставу железнодорожного транспорта, которые ограничат парк на сети и увеличат штрафы за невыполнение заявок на перевозку. В письме в Минтранс и Минэнерго «Русская сталь» называет рост штрафа «преждевременным».
Как сообщал “Ъ”, ОАО РЖД предложило проиндексировать штраф за неисполнение грузоотправителем согласованных заявок: тот, по утверждению монополии, не менялся с 1998 года, а потому может быть увеличен в пределах 17 раз. Сейчас он составляет 10 руб. за тонну или 50–200 руб. за контейнер. Содержащий это изменение акт находится сейчас в Госдуме, до 9 сентября принимаются замечания. В нем же предлагается ограничить парк на сети для снижения профицита и наложить на операторов обязанность, например, обеспечивать вагонами вывоз определенных категорий грузов, а также распространить на операторов условия публичных договоров.
По мнению «Русской стали», ОАО РЖД, столкнувшись с комплексом проблем — ограничением пропускной и провозной способности, отсутствием локомотивной тяги, недостаточностью станционного развития,— «предпринимает инициативы, направленные на решение этих проблем за счет грузоотправителей».
Проблема завышения заявок и неправомерного резервирования отсутствует, пишет ассоциация. Заявление о 20-летней задержке индексации штрафа несостоятельно, указывает «Русская сталь»: размер штрафа находится в прямой зависимости от МРОТ, который индексируется.
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), поддержавший основные тезисы «Русской стали», уточняет, что с ноября 2020 года штраф от МРОТ отвязан, но введена базовая величина его исчисления — 100 руб. Именно ее и предлагает менять СОЖТ, если возникнет такая необходимость,— на общих основаниях. По информации союза, штраф ОАО РЖД взыскивает крайне редко, и для подтверждения актуальности нужна статистика взыскания.
При этом в СОЖТ согласны, что сознательного завышения заявок на перевозку не происходит: планы в основном не выполняются вследствие отставления поездов от движения из-за отсутствия тепловозов и локомотивных бригад, а также из-за ремонта путей, нехватки маневровых локомотивов, несвоевременной уборки вагонов с путей необщего пользования.
Совет потребителей ОАО РЖД еще в июле выступил против дополнительных требований к грузоотправителям и операторам.
В заключении его комитета по грузоперевозкам от 15 июля (есть у “Ъ”) говорится, что ограничение допуска вагонов на сеть сверх потребного парка несет риски формирования локальных и общесетевых дисбалансов, ограничения конкуренции, ухудшения положения российских операторов на рынке ЕАЭС и т. п. А идея обязать операторов предоставлять парк ударит по кэптивным компаниям, которые обслуживают своего грузоотправителя и на открытом рынке не работают.
В ОАО РЖД от комментариев отказались.
Сейчас на фоне общесетевого расчетного профицита парка наблюдаются его локальные дефициты, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, дополнительное госрегулирование, традиционно не отличающееся в транспортном секторе гибкостью и тонкостью настройки, лишь усложнит ситуацию и может увеличить дисбаланс. Нужно дать участникам рынка возможность адаптироваться к изменению ситуации, полагает он, видя потенциал для повышения эффективности взаимодействия между дирекциями ОАО РЖД, а также улучшения качества диалога между перевозчиком, операторами, грузоотправителями, вагоностроителями и вагоноремонтом.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.