Начальник отдела маркетинга АО «Сукремльский чугунолитейный завод» Владимир Фарутин: «Нам есть куда расти»
АО «Сукремльский чугунолитейный завод» ведет активный поиск новых заказчиков и перспективных видов продукции, чтобы загрузить существенный производственный резерв предприятия. Стратегическими направлениями роста для завода являются железнодорожное и машиностроительное литье для металлургических компаний. Кроме того, завод по-прежнему является единственным в России, имеющим компетенции по производству канализационной чугунной безраструбной трубы.
- Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, о ключевых задачах, которые решает ваш отдел маркетинга?
- Основная стратегическая задача, которая была заложена при создании отдела, - поиск новых заказчиков и перспективных видов продукции для завода. Если говорить конкретнее, наша работа включает в себя комплексное продвижение: участие в отраслевых выставках и форумах, организацию презентаций и деловых встреч, работу с рассылками и мониторинг электронных торговых площадок.
В условиях текущей международной обстановки и ограниченного доступа на некоторые зарубежные рынки, акцент сместился на продукцию для российской железнодорожной отрасли и металлургических компаний. Именно на это направление мы делаем стратегическую ставку. Помимо ключевых предприятий России, нашими основными партнерами сегодня также являются Белоруссия и, частично, Казахстан. Другие страны, в силу объективных причин, нам пока недоступны.
Например, по заказу «Белжелдорснаб», структурного подразделения Белорусской железной дороги, мы выпускаем колодку тормозную чугунную для локомотивов. Чем так уникальная колодка именно для нашего предприятия? Она обеспечивает серийность. По технологическим требованиям, полагаю в Белоруссии они не сильно отличаются от российских, тормозные колодки на локомотивах должны по нормативам заменяться с постоянной периодичностью, поскольку происходит их истирание, износ. То есть речь идет о безопасности движения. С изношенными тормозными колодками локомотив в рейс не выпустят, поскольку в случае любого ЧП первым делом при проверке будут смотреть тормоза. То же самое относится к железнодорожному клину. Он должен меняться каждый плановый ремонт вагона, в зависимости от его пробега. То есть подобные «расходники» - это то, что необходимо крупным предприятиям типа нашего завода, поскольку обеспечивает большую серийность и планомерную загрузку. Надеюсь, в определенной перспективе мы вернемся и на российский рынок поставок тормозных колодок.
Также мы отгружаем тормозные диски для скоростных железнодорожных составов, изготавливаем и поставляем элементы для АЭС.
Функционально наш отдел сопровождает весь процесс от поиска партнера до запуска серийного производства: согласовываем с техническими службами возможность изготовления заказа, заключаем контракт на опытную партию и курируем ее выпуск. После запуска в серию проект передается в отдел реализации.
При поиске заказчиков в первую очередь мы ставим целью обеспечить завод крупной серией изделий, подходящих нам по технологии производства, себестоимости продукции, массогабаритным характеристикам.
- Насколько сегодня загружены производственные мощности завода и есть ли резерв для роста?
- По итогам прошлого года общий объем литья на заводе составил около 10 тысяч тонн литья, а объем реализованной продукции - почти 8 тысяч тонн. При этом наше предприятие рассчитано на значительно большую нагрузку. Имеющееся оборудование позволяет выйти на объем до 20 тысяч тонн в год. Нам есть куда расти. Таким образом, у нас есть существенный производственный резерв, и именно его освоение является целью нашего поиска партнеров в России и странах СНГ.
- Какие продукты вы считаете точками роста для СЧЗ в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
- Мы видим два ключевых направления, обеспечивающих крупносерийный и стабильный заказ: это машиностроительное ремонтное литье для металлургических компаний и железнодорожное литье. Они обеспечивают и крупную серийность, и планомерный постоянный заказ. Также ведем поставки продукции для горно-обогатительных комбинатов, атомной отрасли, производства компонентов для автомобильной техники.
- Основные партнеры продукции завода на российском рынке - это НЛМК, РЖД, Туласталь, Тулачермет, «Транспневматика», «СТС», «Ростсельмаш», то есть то, о чем вы и говорите. Значит ли это, что ваша стратегия - это работа в уже освоенных нишах?
- Не только. Мы активно ищем точки роста. Например, нам крайне интересен рынок метрополитена, как московского, так и в других регионах. Однако войти в устоявшуюся кооперацию сложно. В этом плане сталелитейным предприятиям, входящим в крупные холдинги, имеющим гарантированный заказ, работать проще - у них есть якорный заказчик. Наша задача - демонстрировать конкурентные преимущества, чтобы завоевать доверие.
Также мы рассматриваем возможность возврата на прежние рынки, например, канализационных люков и дождеприемников. В свое время мы занимали 25% объема производства в России и ближнем зарубежье, поставляли продукцию в Финляндию и Германию. Экспорт стабильно давал дополнительную выручку, прибыль, а также налоговые преференции в виде возврата НДС. По понятным политическим причинам, в том числе из-за санкций, мы были вынуждены уйти с этого рынка. На сегодняшний день, одно из наших рыночных конкурентных преимуществ - это освоение производства из высокопрочного чугуна. По сравнению с традиционным серым чугуном, изделия получаются легче, но при этом прочнее. Мировая тенденция как раз заключается в переходе на высокопрочный чугун, и мы намерены использовать это технологическое превосходство. Наши производственные линии отлично подходят под эти задачи. Мы приступили к анализу рынка. Считаю, что это направление открывает перед нашим заводом большие перспективы. К слову, стоит отметить, в последнее время активную, я бы даже сказал агрессивную, маркетинговую политику на российском рынке канализационных люков проводит Азербайджан.
- Понятно, что сейчас основной конкурент для всех - предприятия Китая. Как вам удается конкурировать, в первую очередь, с этими производителями?
- Китайские поставщики действительно активно захватывают рынок, включая нишу железнодорожного литья, несмотря на необходимость строгой сертификации. К сожалению, государство зачастую занимает лояльную позицию по отношению к не всегда добросовестным схемам работы, когда литье производится на китайских заводах, а поставляется в Россию как отечественное изделие. Это вопрос стратегической безопасности транспортно-логистического комплекса страны: в определенный момент иностранные производители могут вытеснить российских, а затем диктовать цены или вовсе прекратить поставки, а к тому моменту мы можем утратить критические компетенции, как это произошло с чугунными канализационными трубами, когда Китай просто обрушил российское производство своей дешевой продукцией.
- Кто ваши основные конкуренты внутри России?
- Сегодня в России около 250 литейных производств. Если говорить о заводах, способных, как и мы, выйти на объем в 20 тысяч тонн, то таких около 35. Устойчивость небольших предприятий в том, что они могут работать с мелкими заказами. Для загрузки же крупного завода, такого как наш, нужна большая серия. Следовательно, чтобы получить такой заказ, мы должны доказывать свою конкурентоспособность по цене, качеству и другим параметрам. Рынок сегодня - это жесткая конкуренция, а не распределение заказов. Сейчас на рынке нет такого, что ребята, вот вам заказ - делайте.
- Отсюда вытекает вопрос: в чем заключаются ключевые конкурентные преимущества СЧЗ?
- Одним из значимых преимуществ является наличие большого портфеля сертификатов соответствия. В частности, у нас внедрена и сертифицирована система менеджмента качества, отвечающая требованиям автомобильной промышленности. Это открывает для нас рынок производства автокомпонентов для таких гигантов, как «КамАЗ», «Урал», «Лада» и «ГАЗ».
- Что в вашей работе на заводе вызывает наибольшую гордость?
-
- Прежде всего, горжусь тем, что мы успешно освоили выпуск новых для завода сложных продуктов. Это, во-первых, ремонтное литье для металлургических предприятий, в частности, звенья цепи разливочной машины - крайне перспективное направление.
Во-вторых, мы наладили производство венцов для тормозных систем пассажирских вагонов современных поездов, таких как «Ласточка» и «Иволга».
Кроме того, мы заместили австрийские и немецкие компании в производстве клапанов для прокатных станов, производим плиты холодильников, элементы разливочных ковшей. Широкий спектр выпускаемой продукции демонстрирует наш высокий технологический потенциал.
Тенденции литейной индустрии будут обсуждаться на выставке «Металлургия/Литмаш.Россия’2026», которая состоится 26-28 мая мледующего года в московском Тимирязев Центре.




Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.