Интервью с начальником управления по развитию новых продуктов ОМК
О достижениях и перспективах развития технологий и металлопродукции для мостостроения журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал представитель одного из флагманов рынка – Объединенной металлургической компании (ОМК). На вопросы редакции ответил Алексей Зинягин, кандидат технических наук, начальник управления по развитию новых продуктов ОМК.
- Алексей Геннадиевич, ОМК известна как ведущий производитель высококачественных труб для добычи и транспортировки нефти и газа. Как компания развивается в других направлениях? Расскажите, пожалуйста, в чем заключается специфика вашей работы по развитию новых продуктов?
- Мы создаем инновационные комплексные решения для конкретных инженерных задач в различных отраслях. Это требует глубокого понимания как технологии производства, так и условий эксплуатации перспективной продукции.
При освоении новых видов продукции применяем разработанный нами комплексный подход, который включает в себя математическое и физическое моделирование, лабораторные эксперименты и исследования и опытно-промышленное опробование. При производстве мы широко и успешно применяем современные технологические решения термомеханической обработки в виде контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением.
Наш прокат, произведенный по такой технологии, зарекомендовал себя во многих ответственных проектах. Например, из него изготовлены элементы конструкций для морского терминала в Усть-Луге, башен ветрогенераторов, большепролетных сооружений ледовых арен. Единственной технологией производства толстолистового проката, способной обеспечить весь комплекс технических и технологических свойств такой продукции, являлась термомеханическая обработка в виде контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением.
- Интересно, а как этот подход работает в такой консервативной сфере, как мостостроение?
- Еще несколько лет назад считалось, что надежность мостовых конструкций может гарантировать только применение проката после термической обработки.
На самом деле, гарантия надежности мостовых сооружений является комплексным определением. Оно включает условия эксплуатации, конструктивные решения, используемые материалы, регламенты обслуживания и контроля.
Если говорить про требования к материалам, то в своде правил СП 35.13330.2011 «Мосты и трубы» к стальному прокату предъявляют технические требования в виде временного сопротивления разрыву и предела текучести, а также технологические требования в виде пластичности, статической и ударной вязкости. При этом, какой именно технологией производитель должен обеспечить эти требования – контролируемой прокаткой с ускоренным охлаждением или закалкой с отпуском, не определяют. Главное – гарантировать выполнение требований и баланс комплекса всех характеристик.
Классические подходы к производству стального проката с применением термообработки (нормализация, закалка с отпуском) основаны на технических достижениях середины прошлого века. Это связано с этапом развития металлургических технологий и металловедческих концепций. Зачастую применение термообработки являлось единственным способом достижения требуемых свойств ввиду качества производимого металла в то время. При этом на стали 10ХСНД реализовать закалку, как это трактует теория термической обработки (на мартенсит), не представляется возможным из-за недостаточного содержания в ней легирующих элементов. Проблема усугубляется при повышении толщины проката из-за снижения скорости охлаждения.
Кроме того, термическая обработка – это дополнительный металлургический передел, он дорогостоящий, энергозатратный. И приводит к повышению цены и увеличению сроков поставки продукции.
В начале 21-го века мировое сообщество учёных-металловедов сделало прорывные открытия в области исследований рекристаллизации аустенита в процессе горячей пластической деформации с последеформационными процессами распада и образованием широкого спектра фазовых составляющих действительных структур. Эти открытия стали основой и драйвером непрерывного развития технологии термомеханической обработки стального проката в виде контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением. Ее применение обеспечило технологическую независимость России при реализации многих стратегических инфраструктурных проектов.
Конечно, вышеприведенные открытия потребовали новых технических решений, современного высокоавтоматизированного оборудования. Как результат, за последние 20 лет в России построили или модернизировали более 80 % прокатных станов под технологию термомеханической обработки в виде контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением. Флагманами в развитии и применении данной технологии остаются компании, у которых есть самые современные и высокоавтоматизированные толстолистовые станы. Один из таких, стан-5000, установлен у нас в ОМК, что позволяет нам предлагать рынку высокотехнологичную продукцию. В их числе листовой прокат для мостостроения из сталей марок 10ХСНД и 15ХСНД, который мы производим по технологии контролируемой прокатки с ускоренным охлаждением, по ГОСТ 6713-2021.
Полную версию интервьюб читайте в декабрьском выпуске журнала "Металлоснабжение и сбыт".




Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.