Труба в Китай под вопросом
По словам Г. Грефа, возможность строительства железнодорожной ветки от Сковородино зависит от расчетов. «Если это окажется более выгодным, чем труба, то это возможно. Но пока планируется труба», - цитируют министра информагентства.
Согласно проекту нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), на первом этапе объем поставок нефти до терминала в Тихом океане составит до 30 млн т в год, причем поначалу углеводороды планируется поставлять по железной дороге. На втором этапе проекта, к 2015 г., намечено строительство нефтепровода от Сковородино до бухты Козьмино с расширением пропускной способности ВСТО до 80 млн т нефти в год.
Сергей Григорьев, вице-президент «Транснефти», комментируя РБК daily заявление Германа Грефа, оказался удивлен возможностью строительства нефтеналивной железнодорожной эстакады до Китая и заявил, что не знает ничего об этом проекте. «Не понимаю, зачем строить 70 км железнодорожных путей, но если китайская сторона примет решение транспортировать нефть по железной дороге и ей это покажется выгодным, думаю, такая возможность будет им предоставлена», - предположил он. Григорьев добавил, что у «Транснефти» существует соглашение с компанией CNPC, согласно которому до Дацина планируется строительство нефтепровода, и сообщил, что ТЭО этого участка трубопровода разрабатывается на деньги китайской стороны.
Источник РБК daily в Минпромэнерго полагает, что условия транспортировки нефти в Китай являются «хозяйственным вопросом» и будут разрешены в установленный срок. Про отказ от строительства трубы в Китай ему неизвестно, по словам чиновника, подготовка ТЭО проекта нефтепровода продолжается. При этом источник напомнил, что вопрос об условиях и объемах транспортировки нефти остается в подвешенном состоянии, пока с китайской стороной не достигнуто соглашение об объемах закупок российской нефти.
В пресс-службе РЖД РБК daily сообщили, что компания имеет возможность транспортировать в цистернах по железной дороге до 30 млн т нефти в год, особенно при условии реконструкции погранпереходов, и заинтересована в таком контракте. При этом в 2005 г. по железной дороге российские нефтяники поставили в Китай 8 млн т нефти, в этом году планировался рост поставок до 15 млн т.
В нефтяных компаниях неофициально отмечают, что экспортировать топливо в цистернах все-таки дорого по сравнению с трубой. Пока главным контрактором «Российских железных дорог» на китайском направлении является «Роснефть». По словам Сергея Гончарова, главы представительства компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые цитируют информагентства, никаких официальных сведений о сооружении железнодорожной ветки до Китая до «Роснефти» не доводили.
Аналитики скептически оценивают проект строительства железнодорожного ответвления в Китай как альтернативу трубопроводу. По словам Дмитрия Лукашова из АТОНА, шанс окупить трубу в Китай велик, особенно при ее полной загрузке, в то время как поставки нефти в цистернах выглядят более дорогими. Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» полагает, что решение о строительстве трубы до Китая носит в первую очередь политический характер. В то же время, по его словам, недостаточная координация действий «Транснефти» и РЖД и их конкуренция на рынке транспортировки нефти в Китай может ударить по карману нефтяников.
Николай Саперов из «Совлинка» полагает, что о полной загрузке будущей трубы говорить преждевременно, особенно учитывая большие объемы поставок нефти в Китай по трубопроводу из Казахстана. При этом он подсчитал, что железнодорожная эстакада могла бы оказаться выгоднее трубы при тарифе ниже $50 за тонну нефти против $38 долл. по трубе. «Участок нефтепровода от Сковородино до Китая протяженностью 70 км может обойтись более чем в $200 млн, тогда как возвести железную дорогу можно было бы за $70-100 млн (из расчета $1-1,5 млн за 1 км)», - приводит расчеты аналитик.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.