Трубы | 09 ноября 2006 г. | 12:53

Труба в Китай под вопросом

Глава Минэкономразвития Герман Греф заявил о возможности строительства железнодорожной ветки от Сковородино до Китая вместо планируемой нефтяной трубы. Как сообщает РБК daily, словам министра удивились в «Транснефти» и Минпромэнерго, ведь полным ходом идет доработка ТЭО данного участка экспортного нефтепровода. Аналитики заявляют, что причиной неразберихи в транспортной схеме поставок углеводородов в Китай является конкуренция РЖД и «Транснефти», что в результате может ударить по карману нефтяников.

По словам Г. Грефа, возможность строительства железнодорожной ветки от Сковородино зависит от расчетов. «Если это окажется более выгодным, чем труба, то это возможно. Но пока планируется труба», - цитируют министра информагентства.

Согласно проекту нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), на первом этапе объем поставок нефти до терминала в Тихом океане составит до 30 млн т в год, причем поначалу углеводороды планируется поставлять по железной дороге. На втором этапе проекта, к 2015 г., намечено строительство нефтепровода от Сковородино до бухты Козьмино с расширением пропускной способности ВСТО до 80 млн т нефти в год.

Сергей Григорьев, вице-президент «Транснефти», комментируя РБК daily заявление Германа Грефа, оказался удивлен возможностью строительства нефтеналивной железнодорожной эстакады до Китая и заявил, что не знает ничего об этом проекте. «Не понимаю, зачем строить 70 км железнодорожных путей, но если китайская сторона примет решение транспортировать нефть по железной дороге и ей это покажется выгодным, думаю, такая возможность будет им предоставлена», - предположил он. Григорьев добавил, что у «Транснефти» существует соглашение с компанией CNPC, согласно которому до Дацина планируется строительство нефтепровода, и сообщил, что ТЭО этого участка трубопровода разрабатывается на деньги китайской стороны.

Источник РБК daily в Минпромэнерго полагает, что условия транспортировки нефти в Китай являются «хозяйственным вопросом» и будут разрешены в установленный срок. Про отказ от строительства трубы в Китай ему неизвестно, по словам чиновника, подготовка ТЭО проекта нефтепровода продолжается. При этом источник напомнил, что вопрос об условиях и объемах транспортировки нефти остается в подвешенном состоянии, пока с китайской стороной не достигнуто соглашение об объемах закупок российской нефти.

В пресс-службе РЖД РБК daily сообщили, что компания имеет возможность транспортировать в цистернах по железной дороге до 30 млн т нефти в год, особенно при условии реконструкции погранпереходов, и заинтересована в таком контракте. При этом в 2005 г. по железной дороге российские нефтяники поставили в Китай 8 млн т нефти, в этом году планировался рост поставок до 15 млн т.

В нефтяных компаниях неофициально отмечают, что экспортировать топливо в цистернах все-таки дорого по сравнению с трубой. Пока главным контрактором «Российских железных дорог» на китайском направлении является «Роснефть». По словам Сергея Гончарова, главы представительства компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которые цитируют информагентства, никаких официальных сведений о сооружении железнодорожной ветки до Китая до «Роснефти» не доводили.

Аналитики скептически оценивают проект строительства железнодорожного ответвления в Китай как альтернативу трубопроводу. По словам Дмитрия Лукашова из АТОНА, шанс окупить трубу в Китай велик, особенно при ее полной загрузке, в то время как поставки нефти в цистернах выглядят более дорогими. Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» полагает, что решение о строительстве трубы до Китая носит в первую очередь политический характер. В то же время, по его словам, недостаточная координация действий «Транснефти» и РЖД и их конкуренция на рынке транспортировки нефти в Китай может ударить по карману нефтяников.

Николай Саперов из «Совлинка» полагает, что о полной загрузке будущей трубы говорить преждевременно, особенно учитывая большие объемы поставок нефти в Китай по трубопроводу из Казахстана. При этом он подсчитал, что железнодорожная эстакада могла бы оказаться выгоднее трубы при тарифе ниже $50 за тонну нефти против $38 долл. по трубе. «Участок нефтепровода от Сковородино до Китая протяженностью 70 км может обойтись более чем в $200 млн, тогда как возвести железную дорогу можно было бы за $70-100 млн (из расчета $1-1,5 млн за 1 км)», - приводит расчеты аналитик.

Источник: РБК daily
Просмотров: 225

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter