Металлоторговля
|
24 апреля 2007 г. | 10:20
Металлосервис выедет на автопроме
С этим мнением согласен и генеральный директор ТД «Северсталь-Инвест» Владимир Крайнов. «Так сложилось исторически, — отмечает он. — При всех крупных машиностроительных предприятиях в СССР были огромные металлоперерабатывающие комплексы, которые работают и сегодня». При этом, по его мнению, удерживать сегодня складскую торговлю на плаву становится все сложнее. По подсчетам президента Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Александра Романова, сегодня трейдеры продают в России не более 2—5% металлопроката с обработкой, а остальную часть товарооборота составляют складская металлоторговля и услуги по комплектации заказов (СМС). «В развитых странах, — говорит он, — металл, прошедший предварительную обработку, составляет 75% продаж».
По оценке Roland Berger, для развития российского металлотрейдинга по западному образцу компаниям потребуется сделать значительные инвестиции в оснащение своих СМЦ. А это не слишком дешевое удовольствие для небольших трейдеров, считают участники рынка. «Оборудование одного СМЦ обходится в сумму около 15 млн долл.», — отмечает начальник службы по связям с инвесторами компании «Инпром» Сергей Коржов.
Как отмечено в исследовании Roland Berger, «будущее СМЦ зависит от масштабов локализации в России зарубежного производства автомобилей и «белой» бытовой техники». По мнению авторов исследования, это дает уникальный шанс российским металлургам охватить нишу металлосервисных услуг, ведь от СМЦ «будут ждать высококачественный листовой прокат». Впрочем, как считает гендиректор «Мечел-Сервис» Андрей Пономарев, для этого необходимо, чтобы западные автоконцерны перевели производство комплектующих в Россию, а не поставляли готовые узлы, агрегаты и запчасти.
Сегодня доля автопрома и бытовой техники в структуре продаж металлоторговцев, по оценке Roland Berger, несущественна, тогда как продажи строителям составляют до 70%, а машиностроителям — около 15%.
Пока основным драйвером развития металлосервиса, отмечает В. Крайнов, является строительная индустрия. При этом, говорит он, ее запросы к первичной обработке металла постоянно возрастают, а рынок металлосервиса растет со скоростью 10—15% в год. Автопром способен стать локомотивом развития СМЦ, считают участники рынка. «Локализация производства стоит дешевле, нежели транспортировка комплектующих», — отмечает Александр Романов.
Новые условия работы и требования потребителей, по мнению экспертов Roland Berger, могут привести к дальнейшей консолидации металлоторговли. «На рынке может начаться волна слияний и поглощений в рамках как вертикальной, так и горизонтальной интеграции», — говорится в исследовании. По словам Н. Лариной, в 2006 г. на самый крупный из СМС приходилось около 6% рынка. При этом, отмечает она, крупным металлургическим компаниям невыгодно продавать свою продукцию мелким трейдерам, что также будет способствовать консолидации в отрасли.
Впрочем, здесь мнения участников рынка разнятся. По словам В. Крайнова, десять крупных металлотрейдеров в России покрывают около 30% розничного потребления металлопродукции. По его словам, крупные меткомпании пока не стремятся стать флагманами объединения рынка — лишь «Северсталь» и «Мечел» сегодня занимаются развитием собственной дистрибуции. Центрами консолидации, считает президент РСПМ, могут стать как торговые дома меткомпаний, так и крупные сетевые трейдеры, доля которых на рынке, по его мнению, достигнет через 5—10 лет 30—50%. При этом, по мнению Сергея Коржова, сейчас меткомпании вряд ли будут проявлять большой интерес к трейдингу, поскольку на рынке спрос и так превышает предложение. Впрочем, утверждает Надежда Ларина, при любом развитии событий в регионах останутся мелкие компании, обеспечивающие удовлетворение локального спроса.
Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок
Shift+Enter
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.