ФРТП принял участие в заседании комитета Госдумы по транспорту
Фонд развития трубной промышленности принял участие в заседании Комитета Госдумы по транспорту, на котором было рассмотрено состояние дел и перспективы развития трубопроводного транспорта России - крупнейшей в мире системы магистральных трубопроводов и широко разветвленной сети региональных продуктопроводов.
Поводом для совещания стало апрельское повышение цен на металл и обращение в ФАС представителей ряда отраслей с требованием соблюдения антимонопольного законодательства и принятия мер, не позволяющих допустить резкого повышения цен на трубную заготовку и штрипс. В заседании комитета приняли участие председатель комитета Госдумы РФ по транспорту С. Шишкарев, главный специалист Объединения автопроизводителей России Е.Кутепов, представитель Магнитогорского металлургического комбината В. Вареный, Директор Фонда развития трубной промышленности А. Дейнеко и др.
Открывая заседание, Председатель Комитета ГД Сергей Шишкарев отметил, что трубопроводный транспорт играет особую роль и его стратегическое значение для страны трудно переоценить. Поэтому обеспечение надежной и эффективной работы трубопроводного транспорта является одной из основных задач исполнительной, законодательной власти, металлургических компаний, трубной и нефтегазовой отраслей. Председатель Комитета ГД заявил, что «трубная отрасль является одним из крупнейших потребителей металлопродукции, а значит, стоимость металла оказывает непосредственное влияние на темпы модернизации, развития и функционирования всей трубопроводной системы страны. Поэтому, в ходе обсуждения сложившейся ситуации необходимо сформулировать конкретные предложения для исполнительной власти России».
Директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко, выступивший с докладом, обозначил основные тенденции развития трубной промышленности в условиях роста цен на металлопродукции: «Ситуация с обеспечением строительства перспективных трубопроводных проектов трубами по стабильным ценам существенно ухудшилась в связи с произошедшим апрельским повышением цен на металл и трубную заготовку на 45-55% по отношению к февралю 2008 г., - отметил Александр Дейнеко. - Последствия такого повышения цен будут иметь крайне негативные последствия для трубной отрасли, поскольку стоимость металла составляет до 85% в себестоимости готовой трубы».
Подобная ситуация имела место в конце 2003 - начале 2004 гг., когда произошло разовое повышение цен на штрипс и трубную заготовку на 25-30%. В результате цены на трубы поднялись на 15-20%, а рентабельность их производства снизилась в тот период до 9%. Кроме того, производство и потребление труб к ноябрю 2004 г. уменьшилось на 33% (с 600 тыс. т до 450 тыс. т). Однако, как подчеркнул Александр Дейнеко, ситуация на трубном рынке в 2008 году качественно отличается от ситуации 2004 г. Если ранее трубный рынок характеризовался в основном спотовыми отношениями, то на сегодняшний день большинство трубных компаний имеют долгосрочные договорные отношения с потребителями, прежде всего, с компаниями нефтегазовой отрасли. В то же время с металлургическими компаниями действует квартальный режим, поэтому в случае непредсказуемого изменения цен велика вероятность применения штрафных санкций по отношению к трубным компаниям.
Необходимо также отметить, что трубные компании сегодня активно реализуют комплексные инвестиционные программы. В соответствии с положениями Энергетической стратегии до 2020 г. российские трубные компании провели масштабное перевооружение и ввод новых современных мощностей, аттестовали трубную продукцию на соответствие ведущим международным стандартам (география экспорта расширилась до 80 стран, а объем вырос до 1,5 млн. то в 2007 г.), решили проблему дефицита труб для российского ТЭК, сняли зависимость от импортных поставок при строительстве магистральных нефте - и газопроводов на период до 2015 г., а степень удовлетворения потребностей российских нефтегазовых компаний в трубах возросла с 70% в 2002 г. до 98% в 2007 г.
В ходе заседания Комитета было отмечено, что предстоящее единовременное повышение цен на металлопродукцию может свести на нет усилия Правительства по сдерживанию инфляционных процессов и не может быть экономически обосновано, так как динамику роста цен на газ, электроэнергию, услуги железнодорожного транспорта регулирует Правительство РФ, и этот процесс предсказуем на 2-3 года вперед.
По итогам заседания было отмечено, что единовременное резкое повышение цен на металлопродукцию отрицательно скажется на состоянии дел в транспортном комплексе России, включая трубопроводный транспорт. Поэтому, по словам Сергея Шишкарева, Комитет ГД по транспорту намерен рекомендовать Правительству РФ при доработке Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года предусмотреть комплекс мер, направленный на нейтрализацию последствий резкого роста цен на металлопродукцию. А также принять меры по сдерживанию роста цен на металлопродукцию, включая создание условий для перехода на долгосрочные соглашения между производителями и потребителями металлопродукции. Также обсуждалась проблема обеспечения растущих потребностей российских металлургических предприятий в ломе черных металлов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.