Автопром с протянутой рукой: безденежье машиностроителей рикошетом бьет по металлургам
Вчера в Тольятти вице-премьер Игорь Сечин встретился с представителями АвтоВАЗа, Группы ГАЗ, Соллерс, КАМАЗа и других российских автоконцернов, сообщает газета "Магнитогорский металл".
Руководители ведущих автозаводов отчитались, как выполняются поручения премьера Владимира Путина по итогам майского совещания с автопроизводителями и попросили у правительства… денег. Они заявили о главном - нехватке оборотного капитала. По оценке аналитиков, автоконцерны могут брать в банках до 60% оборотного капитала. У АвтоВАЗа, например, он составляет $200 млн в год. Кредиты тольяттинцам, в основном, давали Внешторгбанк и Сбербанк. У Соллерс в госбанках открыты кредитные лимиты на сумму свыше 8 млрд руб, но с сентября им отказывают в их выборке, жаловались представители компании. Аналогичные неувязки и у остальных автоконцернов. Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин заявил, что некоторые банки требуют у заемщиков в залог до 80% активов.
Участники совещания попросили правительство разработать меры по стимулированию лизинга. Компания Соллерс продавала таким способом до 55% коммерческого автотранспорта, КАМАЗ продавал в лизинг каждый десятый автомобиль, а это 5 тыс. машин в год. По мнению автопроизводителей, государство могло бы через госбанки профинансировать снижение ставок по лизингу. Они считают, что в текущих условиях для лизингополучателей ставки должны быть порядка 15% против докризисных двадцати.
Спрос на автомобили резко упал, хотя потребность в них не снижается. Представитель АвтоВАЗа сообщил, что на складах предприятия скопилось около 100 тыс. автомобилей. На прошлой неделе ГАЗ и КАМАЗ останавливали конвейеры: машины не покупают во многом из-за проблем с автокредитованием. Проценты по автокредитам взлетели до 17-20%. Для стимулирования продаж их нужно вернуть к уровню 10-13, предлагают автопроизводители.
На вчерашнее совещание в Тольятти прилетели первый вице-президент управляющей компании ММК по стратегическому развитию и металлургии Рафкат Тахаутдинов и вице-президент по продажам Владимир Шмаков. У них особый интерес к этой встрече. Из-за безденежья автопроизводителей комбинат вынужден снижать объемы производства. Решат они свои финансовые вопросы - металлурги начнут продавать им металлопрокат. Естественно, и производство ММК пойдет в рост. По подсчетам специалистов автоконцернов, на поддержку автопрома в условиях кризиса нужно не более 30 млрд руб.
Следует отметить, что ухудшение кредитных условий сильно ударило не только по российским автозаводам. Все инвестиционные решения отложил третий по величине европейский производитель грузовиков MAN AG. Шведский концерн Volvo АВ сообщил, что его клиенты не могут получить кредиты на покупку грузовиков. Американская General Motors Corp. заявила о приостановке производства автомобилей в Германии.
В сложившейся ситуации производителям металлов ничего не остается, кроме сокращения производства. Напомним: ММК одним из первых металлургических предприятий заявил о снижении производственных объемов и мерах по оптимизации численности персонала в условиях мирового финансового кризиса.
- Честность Магнитки будет оценена акционерами и инвесторами компаний, - заявил ведущий эксперт управляющей компании "Финам Менеджмент" Дмитрий Медведев. - В дальнейшем все будет зависеть от ситуации на каждом конкретном металлургическом предприятии. Такие меры, как на ММК, - из самых логичных и быстродействующих в подобной ситуации.
Но не все металлурги открыто признают свои реалии. Например, Новолипецкий металлургический комбинат формально производства не снижает. Он лишь переносит плановый ремонт мощностей на более ранний срок, констатируют аналитики компании "Уралсиб Кэпитал". Тем самым НЛМК снизит производство полуфабрикатов - чугуна и слябов, цены на которые просели еще сильнее, чем на сталь в рулонах. "Евраз" также внес изменения в свою производственную программу на октябрь-ноябрь, существенно сократив объемы производства заготовок.
А как быть с рабочими? Американский завод Северстали - Severstal Wheeling в Питтсбурге - намерен сократить 800 человек. Правда, об этом говорят пока только местные профсоюзы. Сама Северсталь официально никакие заявления не комментирует, равно как и не отказывается от планов построить в Центральной России два мини-завода по выпуску стали из металлолома, хотя его экономическая целесообразность теперь под вопросом.
Официально о сокращении капитальных вложений пока заявляет лишь Трубная металлургическая компания: инвестиционную программу будущего года ТМК урежет в 2,5 раза. Раньше компания собиралась самостоятельно выплавлять сталь для своих труб в Таганроге, но теперь перенесла запуск сталелитейного производства на 2011 г.
Гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын заявил агентству "Интерфакс", что из-за финансового кризиса его компания тоже может заморозить некоторые инвестпроекты. Еще бы: медь - основной источник прибыли УГМК. Еще летом она стоила больше $8 тыс за тонну, а сейчас скатилась до $4840 тыс.
Затягивать пояса приходится не только российским сталеварам и прокатчикам. У наших хоть себестоимость производства одна из самых низких в мире. Украинским металлургам повезло меньше: природный газ и частично уголь они покупают в России по мировым ценам. Поэтому и затраты на четверть выше. В настоящий момент стоимость металлопроката Украины на 20-25 процентов выше российского и китайского. На складах украинских заводов из-за трудностей со сбытом скопилась продукция в объеме месячного производства. Остановлены 17 из 36 доменных печей.
На предприятиях металлургической отрасли Украины заняты свыше 500 тыс. человек. В общем объеме валютных поступлений государства от экспорта металлургическая продукция занимает 39,9 процента. Как прогнозируют эксперты, кризис украинской экономики будет носить глубокий и затяжной характер, сопровождаться резким и продолжительным падением уровня жизни населения. Украинские власти не только не предпринимают никаких мер по устранению кризиса и смягчению его последствий, но своими действиями резко обостряют его.
Под молох украинского кризиса попала и ArcelorMittal, владеющая Криворожским меткомбинатом. Компания Лакшми Миттала официально объявила, что снижает производство стали на 15% "на отдельных рынках". Четыре крупнейшие сталелитейные компании Китая сократили производство на 20%.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.