Мировой рынок стали: всё весьма неоднозначно
Хотя общее настроение участников мирового рынка стали достаточно пессимистическое, ценовая ситуация в последнее время далеко не так однозначна. Некоторые компании вопреки минимальному спросу и негативным прогнозам заявляют о повышении экспортных цен на стальную продукцию, тогда как другие продолжают снижать котировки. В принципе, текущая обстановка более оправдывает дальнейшее удешевление проката, однако и те компании, что действуют вопреки очевидной логике, по-своему правы. Затраты на сырье, упавшие до минимума в первой половине ноября, начали снова расти, увеличивая себестоимость выплавки стали.
Полуфабрикаты
Все смешалось на рынке заготовок. Цены то поднимаются, то опускаются, а традиционные импортеры становятся экспортерами и наоборот. При этом, ценовые колебания происходят в течение достаточно широкого интервала, чуть ли не большего, чем у других видов стальной продукции. Украинские и российские компании ближе к концу года стали повышать стоимость заготовок, рассчитывая, очевидно, на последнюю волну закупок перед праздничной паузой. Объем предложения, при этом, ограничен, так как производство резко сократилось по сравнению с докризисным периодом, а запасы, ранее находившиеся на складах и в портах, уже распроданы. Средний уровень цен составляет, при этом, $340–365 за тонну FOB, хотя в некоторых случаях они могут превышать $370 за тонну FOB.
Турецкие компании предлагают заготовки в страны Ближнего Востока по $400–440 за тонну FOB, но спрос внутри страны сократился. Компания Kardemir понизила свои котировки для внутреннего рынка более чем на 20%, до $370 за тонну ex-works (без НДС). В то же время, в Персидском заливе цены варьируются от менее $380 за тонну C&F для продукции из Японии и Кореи, из-за девальвации местной валюты превратившейся в экспортера полуфабрикатов, до $470 за тонну C&F при поставках индийских заготовок в Иран.
Интерес к приобретению заготовок неожиданно стали проявлять и китайские прокатчики. На внутреннем рынке возник дефицит этой продукции вследствие уменьшения объемов выплавки стали, а отпускные цены стабильно превышают $450 за тонну ex-works для сорта Q235. Поэтому китайские компании ищут поставщиков заготовок на Тайване, однако готовы платить не более $350 за тонну C&F, что для тайванских металлургов не приемлемо. Из-за подорожания металлолома они готовы продавать свою продукцию не дешевле $370 за тонну FOB с поставкой в январе. Вьетнам в то же время свернул закупки заготовок после повышения пошлин на их импорт от 2 до 5%. На местном рынке стоимость данной продукции, тем временем, вышла в интервал $400–450 за тонну ex-works или при поставке со склада в порту. Спотовый рынок слябов уже которую неделю подряд остается без движения. Производители выставляют цены от менее $350 до более $400 за тонну FOB, но спрос все равно близок к нулю. Его активизация ожидается не раньше февраля.
Конструкционная сталь
Трудно привести к общему знаменателю и цены на конструкционную сталь, которые относительно стабильны в одних регионах, растут в других и продолжают понижаться в третьих. Впрочем, это, без сомнения, лучше, чем всеобщий спад. Сохраняют постоянство цены на длинномерный прокат в странах Азии и Ближнего Востока. Китайский рынок арматуры, в основном, стабилизировался чуть ниже отметки 3500 юаней ($512) за тонну ex-works, экспортеры предлагают эту продукцию по $530–560 за тонну FOB, а катанку – по $550–600 за тонну FOB. Это по-прежнему существенно превышает региональный уровень: корейские компании приостановили закупки арматуры за рубежом, так как объемов выпуска местных компаний более чем хватает для удовлетворения спроса, а в Юго-Восточной Азии длинномерный прокат котируется по $450–500 за тонну C&F. Правда, пример с китайцев взяла японская Tokyo Steel Manufacturing, неожиданно для наблюдателей повысившая цены на арматуру по январским контрактам на 20 тыс. иен за тонну, доведя их до 54 тыс. иен ($593) за тонну FOB.
В странах Персидского залива длинномерный прокат местного производства предлагается по ценам от менее $500 до более $600 за тонну с доставкой. Турецкие компании по-прежнему котируют арматуру по $450–470 за тонну FOB. По данным компании Qatar Steel, запасы готовой продукции в регионе сократились от более 2 млн т в октябре до около 1 млн т, однако прогнозы на 2009 г. неутешительные. Эксперты катарской компании ожидают на будущий год 30%-ного уменьшения спроса на арматуру в странах Персидского залива из-за резкого падения цен на нефть. Правда, цены на нее, как считают в Qatar Steel, сильнее снижаться уже не будут.
Европейские компании, в то же время, повышают стоимость длинномерного проката, реагируя на резкий скачок цен на металлолом в декабре. Стоимость арматуры в странах Средиземноморья и на Балканах достигла €420–450 за тонну с доставкой, а в северной части Европы снова перевалила за €500 за тонну с доставкой. Американские производители длинномерного проката также стараются отразить в ценах на конечную продукцию подорожание металлолома. Так, компания Nucor восстановила доплату за лом, отмененную 6 ноября, указав ее значение с 1 января на уровне $70 за короткую тонну (907 кг). Правда, при этом, Nucor оставила прежней отпускную цену на свою продукцию, считая повышение невозможным из-за низкого спроса. В целом, средний уровень цен на арматуру в США составляет около $520 за короткую тонну ex-works, импортная продукция стоит гораздо дешевле – от $480 до более $520 за метрическую тонну CIF.
Листовая сталь
Китайские компании, похоже, временно поставили крест на экспортных продажах в азиатские страны, сосредоточившись на национальном рынке, где спрос и цены относительно стабильны. Во всяком случае, только это может объяснить упрямство производителей, упорно выставляющих цены, существенно превосходящие уровень регионального рынка. Особенно это характерно для продукции с более высокой добавленной стоимостью: так, холоднокатаные рулоны предлагаются китайскими экспортерами по $600–620 за тонну FOB, а оцинкованная сталь – по $670–700 за тонну FOB, что, в среднем, на $50–80 за тонну выше, чем у их конкурентов. Котировки на китайский горячий прокат варьируют в интервале $480–530 за тонну FOB, тогда как в Восточной и Юго-Восточной Азии сделки совершаются из расчета $430–450 за тонну FOB. В целом азиатский рынок листовой стали находится в депрессивном состоянии. Корейские производители холодного проката объявили, что вообще не будут импортировать горячекатаные рулоны из Японии в январе. В самой Японии корпорация Toyota предложила металлургам уменьшить контрактные цены на автолист на 30%, до около 70 тыс. иен ($770) за тонну, что, по словам ее представителей, даст ей экономию около 300 млрд иен в течение года.
Стоимость стальной продукции из СНГ относительно стабильная, цены на горячий прокат находятся в интервале от около $400 до более $450 за тонну FOB. На Ближнем Востоке российские горячекатаные рулоны достигают $470 за т C&F, в Турции продукция из Украины и России котируется на уровне $420–460 за тонну C&F. Европейский и американский рынки, судя по всему, дошли до крайней точки спада. По крайней мере, местные источники сообщают о некоторой активизации потребительского спроса. Корпорация Arcelor Mittal уже объявила, что в январе несколько повысит цены на плоский прокат, доведя стоимость горячекатаных рулонов от своих заводов в Германии, Бельгии и Франции до €500 за тонну ex-works, а холоднокатаных – до €560 за тонну. Текущая стоимость горячего проката в странах ЕС составляет от €380–400 за тонну ex-works в Италии до около €450–480 за тонну на севере. В США местные производители, наконец, уравняли свои цены со стоимостью импортной продукции. Горячекатаные рулоны на американском рынке вышли в интервал $480–550 за короткую тонну ex-works или CIF, а холоднокатаные – соответственно, $580–630 за короткую тонну с поставкой в январе.
Металлолом
Цены на металлолом в странах Восточной Азии достигли относительной стабилизации. Японские металлургические компании, в ноябре и первых числах декабря увеличивавшие закупочные цены, снова начали их понемногу понижать. Средний их уровень составляет 17,5–18,5 тыс. иен ($192–203) за тонну с доставкой. На Тайване импортный лом котируется на уровне $180–210 за тонну C&F. Корейские компании Hyundai Steel и Dongkuk Steel, между тем, начали переговоры по закупкам крупных партий лома с поставкой в январе, что, по мнению аналитиков, должно укрепить рынок. По некоторым оценкам, стоимость материала HMS № 1&2 должна быть близкой к $230 за тонну C&F.
Вслед за подорожанием металлолома в Европе, где он поднялся по сравнению с концом ноября на €80–100 за тонну, пошел на подъем американский рынок. Стоимость HMS № 1 с доставкой на заводы в основных промышленных районах страны достигла $190–200 за длинную тонну (1016 кг), а шредированного лома – до $240 за тонну. Это вдвое выше, чем в начале ноября. При этом, металлурги вынуждены платить нынешние цены, так как к концу года практически израсходовали запасы. Турецкие металлурги, в то же время, практически не совершают новых закупочных операций. Тем не менее, трейдеры по прежнему указывают цены порядка $240–250 за тонну C&F для материала HMS № 1&2 или А3. По их мнению, удешевление лома в ближайшее время крайне маловероятно в силу сезонных факторов.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.