Отдельные меткомпании задерживают оплату научных и прикладных работ профильным институтам
Как отразился экономический кризис на научных институтах, так или иначе связанных с металлургией? Это стало известно в ходе заседания Оргкомитета Международной промышленной выставки Металл-Экспо, в который входят руководители ключевых НИИ.
По признанию генерального директора ЦНИИЧермет им. И.П. Бардина Евгения Шахпазова, в конце 2008 г. металлурги отменили часть договоров, часть перенесли на 2009 г., а часть не оплатили. Всего НИИ недополучил 40 млн руб. В этом году количество договоров с металлургическими компаниями резко сократилось (примерно в три раза) и сейчас для НИИ самое главное – удержать порядка 100 молодых специалистов, на подготовку которых потрачены годы.
«Смотрим в будущее с осторожным оптимизмом», - заявил начальник отдела ВНИИМЕТМАШа Анатолий Протасов, рассказав, что сейчас разворачивается вторая очередь строительства ЛПЗ в Ярцево, а на сборке опытного завода ВНИИМЕТМАШа стоит второй трубный стан для Японии. Проблема только в одном – задержка платежей.
Как рассказал Юрий Райков, генеральный директор института Цветметобработка, положение сложное, поскольку цветная металлобработка половину декабря и весь январь не работала, за исключением Каменск-Уральского завода ОЦМ. Сейчас работа возобновилось, пусть четырехдневная. Вопросы, которые приходится решать – рынок, рынок сбыта. При этом самое интересное, что украинский Артемовский завод продолжает работать на российском рынке. В этих условиях институт Цветметобработка со своими исследованиями старается более активно выходить на внешний рынок, продолжает реализацию двух проектов в Китае по строительству трубопрокатного стана и стана специальной прокатной ленты.
Андрей Тарасов, генеральный директор ГИНЦВЕТМЕТ, отметил, то долги перед институтом (7 млн руб.) – в основном, от крупных металлургических компаний, как ни парадоксально. В Гинцветмете, положение которого спасают зарубежные заказы, решают вопрос просто – судебными претензиями к неплательщикам, потерявшим всякое уважение к науке.
По мнению экспертов, такое отношение к науке недальновидно, как минимум, по трем причинам.
Во-первых, Евгений Шахпазов и Андрей Тарасов, скажем, входят в комиссию Минпромторга по мониторингу системообразующих предприятий базовых отраслей промышленности и ежедневно рассматривают состояние металлургических компаний и их смежников, участвуют в выработке решений судьбы того или иного предприятия.
Во-вторых, как рассказал Владимир Катунин, генеральный директор Черметинформации, в связи с кризисом кардинально сменилась тема заказов для исследований. Запросы поступают в основном в двух направлениях. От металлургов - что останавливать, какие последствия от заморозки производств, какие резервы по себестоимости, какие возможности кооперированных поставок? А от финансовых институтов - кому давать деньги, а кому не давать, у кого перспективы лучше, а у кого шансов нет, смогут ли заемщики вернуть средства или не смогут, наконец, чьи акции покупать, а чьи и даром не нужны? Таким образом, по всему выходит, что все «одним мирром мазаны», и негоже наращивать ком неплатежей в отношении научных заведений.
Тем более что (в-третьих), именно сейчас в научных кругах закладываются технологии, которые будут востребованы после кризиса. Тем, кто выживет, они точно пригодятся. Вопрос в том, продадут ли их ученые злостным неплательщикам, пусть даже они и выживут?
Остается добавить, что буквально за последнее время два института приобрели мощных покровителей и новых собственников: многострадальный ГИПРОМЕЗ вошел в состав Металлоинвеста Алишера Усманова, а ГИНЦВЕТМЕТ – в состав Ростехнологий Сергея Чемезова.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.