Для реализации активов в условиях нестабильности необходимы новые подходы
В условиях экономической нестабильности традиционные представления о том, как следует реализовывать активы, неприменимы. Таковы результаты нового исследования, проведенного компанией Эрнст энд Янг. Для достижения успеха в современных условиях компаниям следует проявлять больше изобретательности при планировании сделок, тщательнее их готовить, действовать решительнее и гибче. Все это следует осуществить в сжатые сроки, что не всегда зависит от самих компаний.
«Реализация активов в условиях экономической нестабильности: как достичь максимального эффекта на рынке приобретений» – первое в своем роде международное исследование, в ходе которого было опрошено 360 руководителей высшего звена компаний с годовым оборотом не менее $1 млрд, которые представляли разные страны.
Согласно отчету об исследовании, более половины участников сделок (53%) подтвердили, что в современных экономических условиях возросла вероятность рассмотрения их компаниями возможности реализации активов. Респонденты полагают, что структура сделок и процесс их заключения усложнятся, поскольку требования к ним постоянно возрастают. Результаты исследования указывают на то, что значительное меньшинство компаний (23%) заключают сделки, чтобы получить денежные средства для укрепления баланса, финансирования приобретений или выплаты долга. Около половины респондентов (48%) ответили, что их компании скорее рассмотрят возможные варианты инновационной реорганизации в условиях, когда реализация 100% бизнеса за денежные средства является проблематичной.
Пип Маккрости, вице-президент Ernst & Young Global, руководитель практики консультационных услуг по сделкам, отметил: «В предшествовавшие кризису годы оплата активов только денежными средствами была обычным явлением. Учитывая, что сейчас все большее число компаний рассматривают возможность реализации активов, а привлечение заемных средств на финансовых рынках предельно затруднено, им приходится использовать альтернативные расчетные схемы и инновационные структуры сделок».
«Продавцы также начинают понимать, что для достижения поставленных целей им следует одновременно реализовывать несколько вариантов продажи актива. Следует отметить, что компаниям необходимо осваивать методы управления инвестиционным портфелем, которые уже давно используются фондами прямых инвестиций для увеличения прибыльности сделок».
С уверенностью можно сказать, что современный рынок – это рынок приобретений, причем диапазон покупателей расширился и включает компании, учрежденные в странах с развивающейся рыночной экономикой, фонды национального благосостояния и правительства. Потребности покупателей стали более разнообразными и сложными, что повлияло на спрос.
«Покупатели со значительными денежными средствами имеют уникальную возможность для приобретения компаний, которые раньше было невозможно купить по их текущей стоимости, – отметил Пип Маккрости. – Вероятно, что компании с устойчивым балансом смогут заключить выгодные сделки. Для их успешного завершения необходимо тесное сотрудничество продавцов и покупателей. Покупатели находятся в более выгодном положении, поэтому продавцам следует уделить повышенное внимание их требованиям, чтобы убедить скептически настроенных потенциальных инвесторов в выгодности сделки, адаптируя предложение о продаже актива с учетом интересов каждого возможного покупателя».
Только треть респондентов (36%) ответили, что реализация активов в последнее время была осуществлена в соответствии с ожидаемыми условиями. 62% отметили, что наибольшим препятствием для успешной реализации актива был недостаток времени для подготовки. Согласно опыту, почти две трети респондентов считают, что для успешной подготовки и завершения сделки необходимо, по меньшей мере, шесть месяцев – время, которое не всегда можно обеспечить в современных экономических условиях. У попавших в чрезвычайные обстоятельства компаний может быть только одна возможность – быстрая реализация актива с возможной скидкой.
«Очевидно, что подготовка компании (или определенного актива) к продаже сейчас актуальна, как никогда, однако экономические условия вынуждают многих проводить ускоренную реализацию. Компаниям следует обеспечить высокий уровень готовности любых активов для реализации и быть готовыми быстро реализовать весь бизнес или его часть. Компаниям, находящимся в уязвимом положении, возможно, следует быть готовыми к заключению сделки в течение 10 дней, тогда любое дополнительное время станет желанной роскошью, – подчеркнул Пип Маккрости. – Инициативное управление инвестиционным портфелем, основанное на исчерпывающей информации, увеличит гибкость позиции как покупателя, так и продавца. Реализация активов не позволит получить те суммы, которые были возможны в прошлом, но лучшей защитой от потерь является подготовка активов».
23% респондентов считают, что основными покупателями их активов в течение следующих двух лет станут компании из стран с развивающейся рыночной экономикой, при этом всего лишь 11% ответили, что указанные компании были основными покупателями их активов в предыдущие два года. Если только 2% респондентов отметили, что основными покупателями их активов в предыдущие два года были фонды национального благосостояния, то уже 7% считают, что они выступят в этой роли в следующие два года. Для сравнения: 12% респондентов ответили, что в следующие два года основными покупателями их активов будут фонды прямых инвестиций, по сравнению с 16% в два предыдущих года.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.