Бертольд Хубер: Право на забастовку – одно из основных прав трудящихся
«Работники наемного труда – не товар для извлечения прибыли. Борьба за работников наемного труда, права человека, - основная цель профсоюзов. Перед российскими профсоюзами стоит большой вызов: превратиться из приводного ремня партии в боевой отряд наемных трудящихся!», - заявил на пресс-конференции «Приоритеты германских и российских профсоюзов металлургов в условиях финансово-экономического кризиса. Роль Международной Федерации Металлистов (МФМ) в защите интересов людей труда» председатель правления германского профсоюза «ИГ Металл» Бертольд Хубер, с которым накануне, 7 июля, встречался Председатель Правительства РФ Владимир Путин.
Бертольд Хубер, возглавляющий делегацию Международной Федерации Металлистов (МФМ), находящуюся с визитом в России, выразил заинтересованность в сотрудничестве с российскими профсоюзами, поскольку Россия – ключевой рынок для Германии, здесь много немецких инвесторов и, по мнению первого председателя Правления промышленного профсоюза ФРГ «ИГ Метал», на вновь построенных предприятиях в России должны практиковаться единые социальные стандарты: «Создаваемые в России рабочие места должны соответствовать гуманным нормам, мы хотим, чтобы в России действовали единые международные правила». Германские металлисты посетили производственную площадку Volkswagen в Калужской области и убедились, что пока там действуют два профсоюза.
«Право на забастовку – одно из основных прав трудящихся», - сыпал непривычными для российского уха "афоризмами" глава профсоюза, объединяющего 1,2 млн немцев из таких отраслей, как металлургия, авто- и судостроение, машиностроение. Председатель Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко разделил этот тезис, заявив о необходимости либерализации забастовок, чтобы они не переходили в разряд голодовок. А в России голодать потенциально есть кому: 25 тыс. наемных работников намерены сократить в ближайшее время горно-металлургические предприятия нашей страны.
Это вдобавок к тем 40 тыс. работников, что уже потеряли рабочие места в горно-металлургической отрасли (всего в отрасли насчитывалось 900 тыс. работников) с начала кризиса. Любопытно, что только 12 тыс. из них были уволены по сокращению штатов, 10% - вообще по собственному желанию, 15% - отправлены на пенсию, а 50% из 40 тыс. были уволены «по соглашению сторон». «Это звучит прекрасно!», - широко усмехнулась и не смогла скрыть восхищения формулировкой корреспондент одной из ведущих немецких газет Sueddeutsche Zeitung Соня Цекри. Спикеры так и не смогли ей толком ответить, почему профсоюз ГАЗа не хочет ее пустить посмотреть производство Горьковского автозавода в преддверии столь важной для немцев покупки Opel. Другой журналист немецкой радиостанции все пытался выведать детали встречи немецкого профсоюзного лидера с Путиным и притеснений в Ленинградской и Ростовской областях прозападно настроенных профсоюзных деятелей. Бертольд Хубер ответствовал, что направлял запрос генпрокурору России, однако ответ так и не получил. Впрочем, успокоил он, в Латинской Америке и Африке за последнее время 100 профсоюзников вообще были убиты. Такие "вопиющие" факты и такое обилие иностранных журналистов на "нудном" профсоюзном брифинге немало удивили российских журналистов; как признались МСС представители РИА Новости, конференц-площадки, они думали, что "вообще никто не придет".
Как великое завоевание расценил депутат Госдумы г-н Тарасенко заключение осенью прошлого года тарифных соглашений и коллективных договоров с работодателями на существовавших условиях. Правда, это не помешало снизиться средней зарплате в металлургической отрасли с докризисного уровня, превышавшего 22 тыс. руб., до сейчасных 18, 5 тыс. руб. Как выяснилось в ходе брифинга, эксплуатация трудового класса в России вообще усиливается: "Последние исследования экономистов Высшей школы экономики показали, что производительность труда в РФ росла более быстрыми темпами, чем доходы трудящихся. Кроме того, надо разобраться с самой методикой. После развала СССР резко упала цена труда и медленно потом начала прибавляться. Если разобраться, что являлось стартом по производительности и оплате труда, счет получится, безусловно, некорректным. Мы предлагаем другой подход: какова в себестоимости продукции доля оплаты труда? При всей нашей низкой производительности и излишней рабочей силе в черной металлургии Германии доля расходов на персонал составляет 18%, а у нас – только 12%". Это первый показатель. Во-вторых, М. Тарасенко призвал не путать производительность труда с интенсивностью труда; производительность зависит от качества оборудования, т.е. от работодателей. По словам М. Тарасенко, эти аргумент стали понимать и бизнесмены, переставшие в последнее время использовать козырь "низкой производительности труда".
Профсоюзные лидеры сошлись во мнении, что кризисные явления одинаковы для обеих стран, но российская экономика затронута сильнее, а Германия оказалась более подготовленной к кризису в силу диверсифицированности экономики и поддержки пострадавших социальными фондами – «социальная подушка» там гораздо мягче, российским трудягам такая подушка и не снилась! «Мы с 1998 г., с момента введения единого социального налога, говорили о том, что отсутствие страхования от безработицы – громадная ошибка наших властей. Сегодня в этом убедились все. В Германии поддержку и бизнесу, и трудящимся оказывают эти страховые фонды, которые в условиях неполной занятости компенсируют потери трудящихся от вынужденных простоев. У нас таких средств нет. И поскольку все платится из бюджета, мы столкнулись с большими проблемами». (Количество уволенных - см. выше. На настоящий момент также 37 тыс. работников заняты неполную рабочую неделю, 10 тыс. находятся в простое, в неоплачиваемом отпуске - 1,2 тыс. человек).
Как показалось замглавного редактора Дмитрию Ляховскому, обе страны одинаково панически боятся массовой безработицы. «Безработица раскачивает стабильность, люди теряют мужественность», - сетовал Бертольд Хубер. Примечательно, что возглавляемый им профсоюз «ИГ Метал» добился законодательного расширения возможности работать по сокращенному графику с 5 месяцев до 2 лет, всячески способствует удачной продаже Opel во избежание потери 50 тыс. рабочих мест, а для стимулирования сохранения еще 300 тыс. в немецком и европейском автопроме предложил выплату «экологических премий» за сдачу в утиль старых и покупку новых автомобилей. «Не надо вмешиваться, кризис все расставит по своим местам», - этот тезис в Германии не победил, победили 2 пакета господдержки, нацеленные на сохранение занятости.
В России, собственно, произошло то же самое. «Государство так и не определилось, в каких случаях для спасения вкладывать средства в предприятия, а в каких - в людей», - резюмировал Михаил Тарасенко, имея ввиду тотальную поддержку неэффективных предприятий. Но об этом – читайте завтра на медиапортале МСС.
Сегодня глава профсоюза «ИГ Металл» вылетел в Магнитогорск, для ознакомления с ситуацией на Магнитогорском металлургическом комбинате и переговоров с представителями тамошнего Горно-металлургического профсоюза по проблемам защиты интересов рабочих в условиях экономического спада. Наверное, более благоприятного моногорода в России найти сложно. В помощь мобильным жителям других моногородов МСС ввел новый раздел: Вакансии работы в металлургии, металлоторговле и металообработке. Резюме.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.