Промышленный скачок сменился откатом
Положительные изменения, продемонстрированные в июле российской промышленностью, в августе не получили развития. Однако и возврата к обвальной динамике первого полугодия не произошло. В целом, планы и прогнозы развития предприятий продолжают улучшаться, а проблема избытков готовой продукции ими практически решена.
Как свидетельствуют данные последнего летнего исследования Лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП), в целом темпы падения спроса на промышленную продукцию российских предприятий в августе возросли (т. е. ухудшились) на 3 пункта после июльского улучшения сразу на 12 пунктов. Таким образом, спрос продолжает снижаться чуть быстрее, чем в июле, и почти также, как в октябре 2008 года.
Однако сохранение положительной тенденции в динамике спроса в целом налицо и в результате у предприятий выросла удовлетворенность объемами продаж. Как отмечает заведующий Лабораторией конъюнктурных опросов Сергей Цухло, в августе этот показатель, наконец, оторвался от своего «дна» (очень стабильного для почти всех кризисных месяцев) на 3 пункта и достиг 28%. Лидером здесь остается пищевая отрасль, 52% предприятий которой оценивают сейчас объемы своего сбыта как нормальные. На второе место с 34% (отраслевой рекорд всех кризисных месяцев) вышла химия и нефтехимия. Цветная металлургия отступила на третье место (32%). Самая низкая удовлетворенность продажами в августе (8%) и в среднем за десять кризисных месяцев (12%) зарегистрирована в промышленности строительных материалов. И лишь чуть лучше ситуация в черной металлургии (август — 12%, кризисное среднее — 7%).
Увеличение темпов сокращения спроса на 3 пункта заставило промышленность скорректировать темпы снижения выпуска: в августе производство сокращалось на 4 пункта интенсивнее, чем в июле, но менее интенсивно, чем во все другие кризисные месяцы. Таким образом, июльский позитив в динамике выпуска оказался слишком хорош, чтобы сохраниться и в последний месяц лета.
Как считает Сергей Цухло, производственные планы предприятий, как и прогнозы спроса, в августе улучшились. Причем сразу на 6 пунктов, тогда как с февраля они росли на 2 пункта раз в два месяца. В результате сейчас они впервые за все кризисные месяцы стали определенно положительными. В пищевой отрасли планы увеличения выпуска зарегистрированы у 54%, в черной металлургии — у 41%, в легкой — у 36% предприятий.
В целом по промышленности загрузка мощностей в III квартале 2009 года составляет 57%, и практически не изменилась по сравнению со II кварталом, когда она составляла 58%. Год назад этот показатель составлял 69%, а абсолютный максимум 1993–2009 годов в 74% был получен во II квартале 2008 года.
Что касается иерархии проблем, то, по словам экономиста, низкий спрос безусловно является сейчас самым существенным и стабильным ограничением промышленного роста экономики России. На втором месте — нехватка оборотных средств. Но если в IV квартале 2008 года эту проблему упоминали 50% руководителей предприятий, то в III квартале 2009 года — уже 41%. И, наконец, на третьем месте — проблема неплатежей. Однако и она несколько смягчилась за последние месяцы. И если в январе 2009 года их считали помехой 41% предприятий, то в июле — только 34%. Хотя это, конечно, большой процент по сравнению с первым полугодием 2008 года, когда на неплатежи жаловались только 10–12% предприятий. Но и определенно мало по сравнению с 1990-ми годами, когда неплатежи считали помехой 70–80% производителей.
Стоит отметить, что промышленные предприятия четко намерены увеличивать отпускные цены и фактический темп их роста в августе стал самым интенсивным с октября 2008 года по всем рассчитываемым показателям. Наиболее быстро росли цены в металлургии.
Ценовые планы предприятий выросли за месяц на 6 пунктов, что свидетельствует о второй попытке промышленности отказаться от дефляционной политики в ходе текущего кризиса. Первая попытка (январь-февраль), напоминает Сергей Цухло, не увенчалась ощутимыми результатами. Снижение цен пока сохранится только в стройиндустрии, а самый интенсивный рост возможен в черной металлургии, пищевой и химической отраслях.
Правда, насколько полно удастся предприятиям осуществить свои ценовые планы, будет зависеть опять-таки от динамики спроса. Дело в том, что в августе рост избыточности запасов произошел во всех отраслях, кроме пищевой, где последние месяцы регистрируется недостаток складских накоплений готовой продукции. Доля нормальных оценок запасов стабилизировалась с мая на уровне 57% — вполне приличном для кризисных времен.
«Промышленность решила для себя проблему запасов», — делает вывод Сергей Цухло.
Что касается кадровой политики предприятий, то в августе масштабы увольнений в промышленности вернулись на прежнюю траекторию очень медленного затухания.
«После январской паники баланс этого показателя изменялся на 1 пункт в месяц, то есть интенсивность сокращения персонала с каждым кризисным месяцем устойчиво снижалась, но крайне незначительно. Исключением стал июль, вселивший столь много радужных надежд в аналитиков и чиновников. Август все вернул на круги своя», — говорит Сергей Цухло.
Самые интенсивные увольнения происходили в августе в машиностроении (-32 балансовых пункта), стройиндустрии (-23 б.п.), химии и нефтехимии (-21 б.п.) и даже в пищевой промышленности (-14 б.п.)
Кстати, планы увольнений не претерпели в августе принципиальных изменений. Самые масштабные увольнения в сентябре-октябре возможны в промышленности строительных материалов (баланс планов -47 б.п. – рекорд всего кризиса), машиностроении (-31 б.п. – тоже рекорд) и химической отрасли (-18 б.п.).
Однако, замечает Сергей Цухло, в августе, похоже, правительству удалось переломить ситуацию с кредитованием реального сектора, и доля нормальных оценок доступности кредитов возросла за этот месяц на 11 пунктов, составив 41%. Особенно резко улучшилось отношение банков к металлургии и леспрому.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.