Экономика | 04 сентября 2009 г. | 13:50

Долгосрочные перспективы для российской экономики остаются неопределенными

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте — «BBB/A-3», долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — «BBB+/A-2». Кроме того, подтверждена оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков на уровне «ВВВ». Прогноз остается «Негативным».

Рейтинги и прогноз отражают все еще значительные риски для финансов общественного сектора вследствие существенного экономического спада и большого объема условных обязательств правительства, обусловленного продолжающимся стрессом в финансовом секторе и значительными обязательствами в иностранной валюте государственных организаций. Standard & Poor’s ожидает, что чистый долг расширенного правительства вырастет с -14,1% ВВП в 2008 г. до 13,8% ВВП в 2012 г. (подразумевается, что к концу 2010 г. российское правительство будет нетто-должником с незначительным уровнем долга).

Эти прогнозы включают наши ожидания относительно того, что дефицит бюджета расширенного правительства в среднем составит почти 8% ВВП в 2009-2011 гг., а затем уменьшится до 4% ВВП в 2012 г. Прогнозы Standard & Poor’s относительно дефицита включают затраты на рекапитализацию банковской системы России, оцениваемые в 6% ВВП, а также трансферт из федерального бюджета в пенсионный фонд совокупным объемом 14% ВВП — как часть долгосрочных усилий правительства, направленных на укрепление финансирования недостаточно капитализированной системы социальной защиты. На протяжении этого периода потребности в заимствованиях общественного сектора будут финансироваться путем комбинации растущего долга расширенного правительства (несмотря на то, что он достигнет лишь 14% ВВП в 2012 г.) и средств двух бюджетных фондов, которые к 2013 г. будут использованы.

В последующие два года капитальные расходы бюджета расширенного правительства сократятся в постоянных ценах, чтобы финансировать дальнейший рост социальных расходов. Поскольку программа фискального стимулирования в России сфокусирована на росте текущих, а не капитальных расходов, ее мультипликационный эффект на показатели экономического роста, по всей вероятности, будет ограничен. Standard & Poor’s ожидает, что ВВП в России сократится на 8% в 2009 г., в среднесрочной перспективе рост ВВП в среднем составит менее 3% (против среднего значения более 7% в 2003-2008 гг.). Ожидается, что в течение 2009 г. инвестиции в основной капитал сократятся на 18%, около 20% составит сокращение объемов реального импорта, поскольку строительный сектор, в частности, страдает от сокращения кредитования на внутреннем рынке в условиях банковского кризиса. Снижение импорта достаточно значительно для того, чтобы поддерживать профицит по счету текущих операций на уровне более 3% ВВП в течение 2009 г. и на подобном же уровне в 2010 г. — при условии, что условия торговли постепенно улучшатся в результате повышения цен на нефть. Необходимо отметить, что темпы сокращения использования заемных средств постепенно будут снижаться.

В течение 2009 г. снижение чистого долга, вероятно, в целом составит 3% ВВП против 8% ВВП в 2008 г., но, по всей видимости, тенденция изменится на небольшой приток средств в долгосрочной перспективе; заемщики в нефинансовом секторе были чистыми получателями внешних заимствований во 2-м квартале 2009 г. Как следствие, если не произойдет спада в ключевых ценах на сырьевые товары, в целом платежный баланс должен стать профицитным в течение 2010 г., делая возможным увеличение российских международных резервов — после ожидаемого спада в 2009 г.

Долгосрочные перспективы для российской экономики остаются неопределенными. До тех пор пока доверие инвесторов не будет восстановлено в достаточной степени, экономика, по всей вероятности, будет нуждаться в капитале развития в обозримом будущем. Противодействие реформам в области предложения и отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией обуславливают относительно низкий ожидаемый приток прямых иностранных инвестиций в ближайшие пять лет. В результате прогнозы экономического роста и, следовательно, роста налоговой базы, остаются в высокой степени неопределенными.

Тем не менее даже к концу 2012 г. с уровнем чистого долга в 14% ВВП показатели баланса общественного сектора в России останутся выше среднего значения для стран с рейтингом «ВВВ» (42% ВВП), хотя уровень условных обязательств высок или, учитывая недофинансированные пенсионные обязательства и демографические проблемы, может быть еще выше.

Прогноз Standard & Poor's «Негативный» отражает вероятность понижения рейтинга, если в течение нескольких лет руководство страны окажется неспособным снизить первичный дефицит бюджета расширенного правительства (в настоящее время он находится на уровне примерно 8% ВВП). Кроме того, рейтинг может быть понижен, если ухудшение макроэкономических условий приведет к ослаблению политики правительства, затрудняя стабилизацию экономики и рекапитализацию проблемного финансового сектора.

И, напротив, более быстрая консолидация финансов общественного сектора, вероятно, связанная с улучшением условий торговли, способная привести к усилению показателей баланса, может привести к изменению прогноза по рейтингам Российской Федерации на «Стабильный».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 118

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter