К 2020 г. спрос внутреннего рынка может составить от 53 до 61 млн т (+ 16-24 млн т по сравнению с 2007 г.)

Минпромторг России актуализировал Стратегию развития металлургической промышленности на период до 2020 г. с учетом влияния глобального экономического и финансового кризиса на показатели работы, темпы развития и положение отрасли в России и в мире. К 2020 г. спрос внутреннего рынка в готовом прокате может составить от 53 до 61 млн т, т.е. прирост потребления готового проката по сравнению с 2007 г. может составить 16-24 млн т. При этом вследствие опережающих темпов роста производства продукции с высокой добавленной стоимостью потребление готового проката в металлургическом комплексе вырастет примерно в 1,7 раза, а доля готового проката, потребляемого металлургическим переделом вырастет до 54-55% по сравнению с 47% в 2007 г.

Примерно на 36-40% вырастет потребление готового проката в машиностроительном и строительном комплексах России, а также в других отраслях экономики. Основными факторами, определяющими рост спроса внутреннего рынка в период до 2020 г. будут являться:
* реализация проектов утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности и транспорта;
* развитие инфраструктурных проектов (Сочи-2014, национальные проекты, инфраструктурные проекты в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда, реформирование ЖКХ);
* развитие оборонно-промышленного комплекса;
* освоение новых проектов топливно-энергетического комплекса.

Можно ожидать оживления спроса со стороны наиболее металлоемких подотраслей машиностроения – железнодорожного транспорта, подъемно-транспортного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения, автомобильной промышленности, оборонно-промышленного комплекса, энергетического и атомного машиностроения. Потенциально высоким может быть спрос на металлопродукцию для железнодорожного транспорта, в том числе на рельсы и рельсовые скрепления для высокоскоростных магистралей.

Прогнозируется повышение спроса на прокат из легированных сталей – инструментальных, подшипниковых, нержавеющих. В связи с прогнозируемым развитием листоемких производств опережающими темпами будет расти потребление листового проката (25-31 млн т в 2020 г. по сравнению с 18,5 млн т. в 2007 г.). Потребление холоднокатаного листового проката в 2020 г. может составить 8,6-12,1 млн т по сравнению с 5,9 млн т в 2007 г., что будет определяться, в первую очередь, развитием производства листа с защитными покрытиями.

Прогнозируется, что после снижения экспорта готового проката в 2009 г., в 2010-2015 гг. объем экспортных поставок может стабилизироваться на уровне 25-26 млн т, а затем будет иметь некоторую тенденцию к снижению вследствие ориентации отечественных производителей преимущественно на внутренний рынок. Таким образом, доля экспортных поставок может составить в 2020 г. 27,5-30,5% от объема производства готового проката против 46,3% в 2007 г.

Импортные поставки готового проката составят около 3 млн т, т.е. не более 5-6% в общем объеме внутреннего потребления и будут обусловлены, в основном, экономической целесообразностью обеспечения готовым прокатом приграничных районов, географически удаленных от российских предприятий-производителей.

Объем производства готового проката в 2020 г. может составить 72-80 млн т, т.е. прирост - 12,4-20,4 млн т по сравнению с 2007 г. Опережающими темпами (примерно в 1,5 раза) будет расти производство листового проката, а его доля в объеме производства готового проката (без учета заготовки для переката) вырастет с 54,7% до 62-65% .

Существенно – в 1,8-2,6 раза по сравнению с 2007 г. вырастет производство проката с защитными покрытиями, что позволит значительно сократить импорт этой продукции: с 1,3 млн т в 2007 г. до 400 тыс. т в 2020 г., а доля импорта в потреблении листового проката с покрытиями уменьшится с 31% до 5-8%.

Читать Стратегию развития металлургической промышленности России на период до 2020 г.

По материалам Минпромторга России
Просмотров: 203

Комментарии

  • По результатам анализа стратегии складывается впечатление, что основной целью этого документа является демонстрация того, каких результатов может добиться металлургическая отрасль страны, если в мире "все будет хорошо". Между тем обычно стратегия предполагает предложение ряда вполне конкретных мер, посредством реализации которых и можно добиться указанных результатов.

    На мой взгляд, стратегию развития отрасли необходимо жестко привязать к экономическому развитию страны. Поскольку мировой кризис вынуждает многие страны вводить заградительные пошлины на импортную продукцию, не исключено, что в ближайшие 2-3 года завоевание новых рынков сбыта будет затруднено. В связи с этим было бы правильнее ориентироваться на внутреннего потребителя. Но для этого необходимо повысить спрос на металлургическую продукцию, на государственном уровне и путем госинвестиций активизировав рост отраслей-потребителей. Поскольку наличие финансовых ресурсов и вполне комфортные цены на нефть позволяют реализовать крупные национальные проекты, не совсем логично в нынешней ситуации вкладывать деньги в западные облигации, вместо того, чтобы поддержать свой реальный сектор.

    • 0
    • Рушан Зарипов, аналитик ЗАО ИК "Битца-Инвест"
    • 09 декабря 2009 г.   16:14
    • ответить
  • Прогнозирование на 10-летний срок не является чем-то из ряда вон выходящим. Это так называемое перспективное планирование, которое предусматривает разработку общих принципов ориентации отрасли на перспективу, определяет стратегическое направление и программы её развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Всё это в стратегии развития металлургии есть.

    Положений, которые вызывали бы явное недоумение, в стратегии нет, а вот дополнить бы её хотелось бы следующим: несмотря на глобализацию, приоритет должен отдаваться удовлетворению собственных потребностей в металле и металлопродукции. И второе - необходимо вкладывать больше средств в создании новых видов металлов, с заранее известными свойствами, с применением самых современных научных разработок и технологий, включая нанотехнологии. Это позволит обеспечивать безопасность страны, а кроме того, продажа изделий из новых материалов на мировых рынках, без ущерба для безопасности конечно, способна принести гораздо больше денег, нежели продажа хорошо известной продукции.

    Все наши металлургические компании уже давно и вполне успешно работают в рыночной среде, которая есть и у нас и в мире. Поэтому многое из того, что они делают и собираются делать, как раз, и описано в Стратегии, и они уже давно действуют в соответствии с ней. Никто не собирается уходить с мировых рынков, все там только укрепляются. Никто не дробится на мелкие единицы, наоборот все укрупняются. Все фирмы вкладывают большие средства в собственную модернизацию и перевооружение, потому что это повышает их конкурентоспособность. Все компании уделяют огромное внимание социальным и экологическим вопросам и даже в кризис не сокращали их финансирование и уделяли им должное внимание.

    Понятно, что как бы ни укреплялись наши металлурги, иногда и им требуется помощь государства. В Стратегии возможность такой поддержки предусмотрена. Но вероятно, что следовало бы прописать её возможные виды более детально, например помимо финансовой помощи, предусмотреть возможность таможенно-тарифного регулирования отрасли, предоставления различных льгот, административной помощи, причём не только на федеральном уровне, но и на региональном. Понятно, что такие меры должны иметь под собой четкие критерии применения и работать только в самые трудные периоды, а не когда захочется металлургам.

    Стратегия прописана достаточно чётко. В то же время это некий общий план, а не пошаговая инструкция, поэтому если что-то и надо будет изменить, то это можно будет сделать уже по ходу её выполнения. К тому же коррективы будут вноситься в краткосрочные утверждённые планы, а не в саму стратегию, потому что цели, которых нужно достичь, в ней указаны и вряд ли кто-то не согласен с ними. А путей достижения этих целей может быть великое множество.

    Если рецессия затянется, то в саму стратегию вряд ли будут вноситься какие-либо изменения, просто сроки достижения поставленных в ней цели сдвинутся на соответствующее количество лет. Изменения будут вноситься в конкретные планы действий самих компаний и государства, но они все равно будут направлены на достижение поставленных в стратегии целей.

    • 1
    • Владимир Сергиевский, старший аналитик ИК "ФИНАМ"
    • 10 декабря 2009 г.   11:47
    • ответить
  • Стратегия очень похожа на железно проходимую на ученом совете докторскую диссертацию причем в части техноэкономических выкладок, а не экономической части. В тексте формулируются желательные цели в их народнохозяйственном измерении. При столь подробной росписи душевого потребления и производства как в старые добрые времена удобно следить в последующем, что происходит, а что не происходит в отрасли. Практически она выступает инструментом индикативного планирования.

    • 0
    • Душин Олег, аналитик "ИК Церих Кэпитал Менеджмент"
    • 11 декабря 2009 г.   15:24
    • ответить

Все комментарии (0)


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter