Управляющий директор НКМК: вопрос о возобновлении производства чугуна на комбинате не рассматривается
Управляющий директор Новокузнецкого металлургического комбината Глеб Мохов дал интервью газете «Кузбасс». 10 лет назад металлурги Кузнецкого меткомбината пережили, пожалуй, самые тяжелые времена: низкие цены и постоянно падающий спрос на рельсы, трудности с поставками продукции в адрес железнодорожников, неплатежи. Для обновленного Новокузнецкого меткомбината 2009 год тоже выдался непростым. Однако в кризисный период на предприятии была развернута самая крупная программа модернизации в регионе. И цифры тут не главное. По признанию управляющего директора Новокузнецкого меткомбината Глеба Мохова, сейчас глаза у людей «загорелись». О том, какие основания для оптимизма у металлургов, мы и говорили с руководителем комбината.
-Глеб Владимирович, все же давайте начнем с того, как комбинат встретил кризис. Что происходило?
– Как и вся отрасль, мы начали этот год тяжело. Наш основной потребитель – ОАО «РЖД». Естественно, все, что происходит с железнодорожниками, сказывается на нас. В 4-м квартале 2008 г. в связи с началом кризиса и общей стагнацией в промышленности у РЖД значительно упал грузооборот, снизились доходы. Это отразилось на инвестпрограммах, капитальных вложениях. Снизились объем и цена закупаемой продукции.
У управляющей компании «Евразхолдинг» тогда была договоренность с РЖД, нам удалось заключить договор об отгрузке рельсов с НКМК и другого предприятия холдинга – Нижнетагильского меткомбината.
Замечу, что при всех проблемах цены на услуги монополистов, в частности, энергетиков, остались неизменными. И при снижении объемов производства мы вынуждены были искать возможность повышения конкурентоспособности, чтобы остаться на рынке и повысить эффективность производства. Основная задача, которую мы ставили перед собой, – работа с издержками. Руководящий состав, профсоюзная организация в этой деятельности нас поддержали. В течение года был разработан ряд антикризисных программ, которые мы выполняем. Они позволили нам увеличить выпуск продукции, повысить ее качество в 2009 году и даже увеличить зарплату работникам – она возросла с начала года к декабрю примерно на 19%.
– Как конкретно сокращали издержки?
– Мы приступили к программе операционных улучшений. Создали банк идей, в который представители трудового коллектива вносят свои предложения, позволяющие снизить затраты производства. И сегодня эффект оценивается в десятки миллионов рублей. Удалось разработать программу энергосбережения, снизить затраты на энергетику, на материалы, на передел. Проводилась и оптимизация численности персонала, в частности, за счет вывода некоторых подразделений на аутсорсинг.
– К апрелю вы подошли к закрытию домны. И с этого момента НКМК перестал быть предприятием полного цикла. Что заставило пойти на столь серьезный шаг?
– Объем выпуска чугуна в доменном цехе не только на 100% обеспечивал собственное потребление электросталеплавильного цеха (ЭСПЦ), но давал возможность продавать его сторонним заказчикам. Однако в кризис рынок чугуна практически обнулился. Да и нам самим прежнего объема уже не надо было. В итоге мы половину производимого чугуна складировали, что приводило к сокращению оборотных средств. Так что в тот момент решение о закрытии домны было абсолютно обоснованным с точки зрения экономики. Кроме того, с закрытием домны НКМК значительно снизил выбросы в атмосферу – на 40%. Сейчас вопрос о возобновлении производства чугуна на НКМК не рассматривается. Мы приступили к демонтажу печи. Вообще нынешний уровень технологии, кооперация с предприятиями «Евраза» позволяют создать оптимальную схему работы ЭСПЦ.
– Самым больным вопросом стало увольнение людей...
– В целом высвобождение персонала на комбинате проходило весьма взвешенно, и если кто-то с комбината уходил, то получал значительную материальную поддержку. Также мы вовлекали сотрудников в различные программы адаптации, для того чтобы помочь людям сменить квалификацию, получить новую профессию или открыть собственный бизнес. Мы старались работать системно со взвешенным подходом к каждому подразделению, к каждому человеку.
– При этом на предприятии началась масштабная программа модернизации. Как все это сочетается?
– Реконструкция рельсобалочного производства – самый приоритетный проект в «Евразе». С его реализацией мы становимся единственными в нашей стране производителями рельсовой продукции мирового уровня. Этим все сказано.
Проект предусматривает значительное повышение качественных характеристик рельсов. Мы приблизимся к лучшим мировым образцам по таким показателям, как прямолинейность. Уже приобретена машина для гидросбива окалины, которая позволит повысить качество поверхности рельсов; машина клеймения для лучшей идентификации каждого рельса. Получили два пресса, которые позволят повысить прямолинейность рельсов. Будем разрабатывать и внедрять автоматические системы управления технологическим процессом. Сейчас готовимся к заключению контракта на поставку транспортного оборудования, оборудования дифференцированной закалки для повышения качественных характеристик рельсов. Ко второму полугодию 2010 года мы получим рельсы-супер 25 метров.
Есть проекты не столь масштабные, как реконструкция рельсобалочного производства, однако не менее значимые. К примеру, мы завершаем проект установки турбогенератора №4 на своей ТЭЦ для выработки дополнительной электроэнергии, в том числе и для собственных нужд. На рост тарифов мы влиять не можем, поэтому единственный способ – искать собственные резервы. Ведется и модернизация ЭСПЦ. Цель – повышение эффективности сталеплавильного агрегата и качества стали.
– Есть понимание того, что эти планы исполнятся?
– Все, о чем я сейчас сказал, будет выполнено на 100%. И меня радует, что люди в это тоже верят. Я разговариваю с работниками, ветеранами. У них глаза горят, они понимают, что у комбината есть будущее.
Конечно, для реализации планов необходимы инвестиции. Но мы поставили перед собой задачу и должны ее выполнить. У нас есть специалисты, мы занимаемся повышением квалификации кадров. Важно, что нам удалось сохранить основной костяк коллектива. И у нас нет намерений закрывать какие-либо подразделения в 2010 г. Напротив, мы рассчитываем на новые интересные проекты, которые позволят обеспечить стабильный выпуск продукции НКМК.
КАДРЫ
Командный рост
38 сотрудников Новокузнецкого металлургического комбината в 2009 г. уже подали заявки для участия в программе подготовки стратегического кадрового резерва «Евраза». Лучшие участники, успешно прошедшие все этапы отбора, весной 2010 года приступят к обучению в Московской школе управления «СКОЛКОВО». Будущих управленцев будут готовить профессора и преподаватели этой школы, бизнесмены и топ-менеджеры ведущих международных компаний, мировые эксперты в области управления бизнесом, представители госструктур, а также руководители «Евраза».
Заявки для участия в программе принимались от руководителей среднего и высшего звена в возрасте от 25 до 40 лет, работающих в управляющей компании и на предприятиях «Евраза». При этом заявки подавались потенциальными резервистами на принципах самовыдвижения. Программа подготовки стратегического кадрового резерва «Евраза» позволяет компании создать команду управленцев нового поколения, инициативных лидеров, способных решать бизнес-задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений.
Программа подготовки стратегического кадрового резерва «Евраза» стартовала в 2008 г., тогда ее участниками стали 44 работника российских предприятий. После окончания обучения большинство из них уже получили назначения на новые должности. В этом году число желающих попасть в программу гораздо больше.
Просмотров: 359
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.