Автопром | 28 декабря 2009 г. | 14:34

Минпромторг подвел итоги года в автопроме

Укрепление позиций национального производителя и расширение границ "промсборки".

Докризисное состояние отрасли

В нашей стране в 2008 г. было произведено 1,8 млн автомобилей, или 2,3% от общемирового их производства. По объему выпуска автотранспортных средств до кризиса Россия занимала 13-е место в мире. По продажам автомобилей в первом полугодии 2008 г. мы вышли на 2-е место в Европе после Германии. При этом российский рынок в 2003–2008 гг. демонстрировал одни из самых высоких темпов роста в мире. Важным результатом промышленной политики государства за последние четыре года, радикально изменившим облик российской автомобильной промышленности, стало подписание соглашений по промышленной сборке почти со всеми глобальными автомобильными концернами. Разработанный государством набор мер, направленных на привлечение инвестиций в проекты глобальных производителей автомобилей на российской территории, стимулировал создание крупнейшими мировыми компаниями новых производств автомобилей с полным технологическим циклом, включающим сварку и окраску кузовов и полноценную сборку. В целом, по прогнозам, благодаря реализации этих проектов общее увеличение производственных мощностей составит более 1,5 млн автомобилей в год, объем инвестиций превысит 4,5 млрд долл., будет организовано более 47 тыс. рабочих мест. Во многом благодаря подписанию соглашений по промышленной сборке доля автомобилей иностранных брендов, произведенных в России, на внутреннем рынке в 2008 г. достигла 17,1% (434,6 тыс. ед.). Динамика рынка легковых автомобилей в 2005–2008 гг.(тыс. штук)


Рынок легковых автомобилей с января по октябрь 2009г. (тыс. шту )

Антикризисные меры

Автопром — одна из наиболее пострадавших от кризиса отраслей. Падение рынка по легковым автомобилям в2009г. по сравнению с2008г. может достигнуть 52–54%, асуммарный объем продаж составит около 1,4млн штук. Столь же напряженная ситуация на рынке коммерческих автомобилей, где падение продаж по году ожидается на уровне 70%. Объемы производства сократились на всех предприятиях отрасли. Динамика Производства легковых автомобилей в 2005–2008 гг. (тыс. штук)


Выпуск автомобилей иностранных брендов в январе–октябре 2009 г. составил 227,6 тыс. штук. или 43,7% к январю–сентябрю 2008 г. Предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, изготовили 156,5 тыс. штук. Производство грузовых автомобилей в январе–октябре 2009 г. составило 29,8% к январю–октябрю 2008 г. Падение производства грузовых автомобилей произошло на всех предприятиях. Автобусов в январе–октябре 2009 г. изготовлено 26,0 тыс. единиц, или на 55,0% меньше, чем за январь–октябрь прошлого года.

Динамика производства легковых автомобилей с января пооктябрь 2009 г. (тыс. штук)

Поддержка российской автомобильной промышленности стала одним из приоритетных направлений антикризисной политики государства. Предпринятые меры можно объединить в три основных блока: защита внутреннего рынка, поддержка платежеспособного спроса на продукцию, произведенную в России, а также стабилизация финансового состояния российских автопроизводителей и стимулирование их инвестиционной активности.

Одной из временных мер, направленных на защиту российского рынка, стало увеличение ввозных пошлин на новые и подержанные автомобили. Введение пошлин — это одна из систем мер поддержки российского автопрома. И как любая системная мера, она направлена на поддержку всей совокупности автопредприятий, расположенных на территории России. Мерами защиты внутреннего рынка от подержанных автомобилей мы поддержива ем не только отечественных производителей, но и предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, прежде всего в сегменте low cost (наиболее востребованные гражданами страны, особенно в условиях кризиса), которые страдают от «конкуренции» с подержанными машинами. Введенные в декабре прошлого года 30-процентные пошлины положительно отразились на российском автопроме. Эффективность принятых мер таможенно-тарифного регулирования выражается в дополнительных продажах отечественной техники за счет перераспределения рынка в пользу автомобильной техники, произведенной на территории России.

В результате доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась с 38% в 2008 г. до 49% в 2009 г., а на рынке коммерческих автомобилей — с 59% в 2008 г. до 75% в 2009 г. Несмотря на общее падение рынка и увеличение ставок ввозных таможенных пошлин, эффект от введения пошлин для бюджета Российской Федерации был положительным.

Из-за того что производство автомобилей внутри страны падает медленнее, чем их импорт, российские автозаводы медленнее сокращают персонал. Сохраненные рабочие места в значительной степени смягчили социальную напряженность в условиях финансового кризиса.

Кроме того, благодаря пошлинам сохранено производство автомобилей иностранных брендов на территории Российской Федерации. Это способствует повышению добавленной стоимости продукции, производимой в России. Также будет создано порядка 17 тыс. новых рабочих мест за счет развития проектов по промышленной сборке автомобилей.

Цель применения инструмента достигнута, и по факту мы имеем рост доли производимой на территории России техники. Причем как на заводах, выпускающих отечественные модели, так и на созданных «промсборочных» производствах.

В целях поддержки спроса на продукцию отечественных автопроизводителей была реализована программа льготного автокредитования, в рамках которой предоставляется компенсация на уплату процентной ставки по автокредитам для физических лиц в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. После внесения корректировок программа распространяется на кредиты сроком до 3 лет с первоначальным взносом от 15%, предназначенные для покупки автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб., произведенных на территории России. Помимо автомобилей российских брендов программа распространяется на автомобили, произведенные в рамках соглашений по промышленной сборке, а также моделей автомобилей, российская часть себестоимости которых составляет не менее 50% или же в отношении которых имеется согласованная с Минпромторгом России программа локализации автокомпонентов. К моменту подготовки настоящего Отчета в рамках программы было подано более 101,8 тыс. заявок и предоставлено более 56,4 тыс. льготных кредитов. Ожидается, что увеличение числа банков — участников программы позволит к концу года довести этот показатель до 70–80 тыс.

Для развития автомобильного рынка Сибири и Дальнего Востока и компенсации для местных потребителей эффекта от введения мер по защите рынка были установлены льготные тарифы на перевозку автомобилей отечественного производства железнодорожным транспортом. На 1 ноября 2009 г. по льготным тарифам было перевезено более 2100 единиц автотехники.

На организацию прямых закупок для государственных нужд федеральными органами исполнительной власти в 2009 г. было направлено 15,5 млрд руб. На обновление регионального парка автомобильной техники в 2009 г. было направлено более 30 млрд руб. Наконец, поддержка спроса осуществлялась за счет предоставления фондирования государственным лизинговым компаниям («Росагролизинг» и Государственная транспортная лизинговая компания) на общую сумму 15 млрд руб. для закупок автотранспорта у отечественных производителей. Для субсидирования кредитов лизинговым компаниям на сделки с автомобилями отечественного производства было выделено на 2009 г. 500 млн руб.

В целом, по нашим оценкам, в 2009 г. государственная поддержка спроса сформирует более 40% от объема продаж системообразующих автопредприятий.

Для стабилизации финансового положения системообразующих предприятий отрасли реализована программа предоставления государственных гарантий. На сегодняшний день предварительно одобрены гарантии на общую сумму 29,2 млрд руб. для обеспечения кредитов ОАО «Соллерс», ОАО «КамАЗ» иОАО «ГАЗ». Для оказания антикризисной поддержки ОАО «АвтоВАЗ» Правительством РФ было принято решение онаправлении 25млрд руб. на осуществление имущественного взноса вГК «Ростех-
нологии» для предоставления крупнейшему российскому автопроизводителю беспроцентной ссуды. Также были приняты постановления Правительства ореструктуризации задолженности ряда системообразующих предприятий российского автопрома. Наконец, вкачестве меры, стимулирующей инвестиционную активность предприятий отрасли, предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам на техническое перевооружение. На эти цели в2009г. было выделено 2,5млрд руб. Однако эта мера работает вусеченном объеме всвязи собщей недоступностью банковского кредитования для предприятий автопрома вусловиях кризиса.

Перспективы отрасли

Одной из наиболее острых проблем отрасли в предшествующие кризису годы стал рост импорта подержанного автотранспорта. В 2008 г. в нашу страну было ввезено более 753 тыс. подержанных легковых автомобилей, более 43 тыс. подержанных грузовиков и более 3 тыс. автобусов, что составляет порядка 44% от объема внутреннего рынка за тот же период. Приэтом возрастная структура автопарка нашей странынеудовлетворительна — возраст более 54% используемого автотранспорта превышает 10 лет.

Предполагается, что в рамках проекта будут приниматься к утилизации автомобили старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства, которые были зарегистрированы на последнего владельца не менее 1 года. При сдаче автомобиля на утилизацию потребитель получит сертификат номиналом 50 тыс. руб., который может быть использован только на приобретение нового автомобиля отечественного производства, включая машины, производимые в режиме промышленной сборки.

В 2010 г. для решения этой проблемы начнет работать госпрограмма утилизации порядка 200 тыс. подержанных автомобилей общей стоимостью 10 млрд руб.

Несмотря на спад в 2009 г., авторынок сохраняет высокий потенциал роста. По оценкам участников рынка, падение продаж должно пройти свое «дно» в 2009 г. При реализации консервативного сценария достижение докризисного уровня возможно уже к 2013 г. Прогнозируется, что в дальнейшем автомобильный рынок сохранит высокие темпы роста. В настоящее время идет активная работа по формированию посткризисного облика российской автомобильной промышленности. Итогом работы станет программа развития отрасли до 2020 г.

Источник: Минпромторг России
Просмотров: 551

Комментарии

  • Пидоры

Все комментарии (0)


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter