Производители ж/д техники обсудили применение методики ценообразования на новую технику
16 февраля состоялось совместное заседание Комиссии по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику, Комитета по координации локомотивостроения и их компонентов и Комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, на котором представители НП «ОПЖТ», ОАО «РЖД», вагоностроительных предприятий и собственники подвижного состава обсуждали вопросы практического применения методики ценообразования на новую железнодорожную технику, представленной Институтом проблем Естественных монополий (ИПЕМ).
Современные требования к производителям ж/д техники предполагают создание инновационных технических средств, которые обеспечат как снижение себестоимости производства техники, так и удешевление ее эксплуатации. Принятая в апреле 2009 года Хартия о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и российских предприятий транспортного машиностроения, производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов предусматривает совершенствование процесса ценообразования на выпускаемую продукцию, в т.ч. и переход до 2011 г. с затратного метода формирования цены новых видов железнодорожной техники на метод определения цены исходя из стоимости ее жизненного цикла с учетом международной практики.
Методология оценки стоимости жизненного цикла, предлагаемая ИПЕМ, может использоваться не только для оценки инновационных целостных продуктов железнодорожного машиностроения (вагонов, тепловозов и т.д.), но и для перспективных сложных систем, таких, как грузовая тележка.
В данном случае методика была применена для сравнительного расчета экономической эффективности двух тележек для грузовых вагонов - отечественной модели 18-100 и модели 18-9810, созданной на основе тележки Barber, с осевой нагрузкой 23,5 тс. Тележка модели 18-9810, выпуск которой готовит Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), рассматривается как альтернатива отечественной модели 18-100, производящейся несколько десятилетий, которой в настоящее время оснащены 85% грузовых вагонов в России. Для определения лимитной стоимости данных моделей тележек использована математическая формула, в которой учитываются такие факторы, как цена на базовый и инновационный продукт, экономия от использования более современной модели, разница в доходах при эксплуатации, дисконтирующий фактор и срок службы.
По мнению участников заседания, проведенные расчеты наглядно демонстрируют преимущества использования метода определения лимитной цены продукта на основе оценки стоимости его жизненного цикла, так как учитывают множество факторов, остающихся за кадром при затратном способе формирования цены, например, такие как увеличение межремонтного пробега, снижение затрат на эксплуатационное обслуживание, увеличении срока службы и др. Кроме ценообразования, использованная методология оценки стоимости жизненного цикла может быть использована собственниками для принятия решения о выборе лучшего с экономической точки зрения продукта.
На заседании также отмечалось, что предприятия, которые присоединяются к «Хартии о взаимодействии ОАО «РЖД», НП «ОПЖТ» и российских предприятий транспортного машиностроения, производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов», берут на себя обязательства идти по инновационному пути развития. Одним из шагов на этом пути как раз и является переход к новому процессу ценообразования, учитывающего жизненный цикл продукции.
Некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в отечественном машиностроении.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.