В металле рожденный, в боях закаленный
Майский выпуск журнала Металлоснабжение и сбыт, вышедший из печати накануне 65-летия Победы в Великой Отечественной Войне, открывается историей противостояния фашистам белорецких металлургов, а завершается очерком о малоизвестных страницах истории легендарной «Авроры», в том числе - подробнейшим исследованием ее стальной сущности и всех изменений металлического каркаса корабля-памятника после многочисленных ремонтов за прошедшее столетие. Анонсируя рассказ матроса корабля, капитана 1-го ранга Николая Ратозия, сегодня на медиапортале МСС публикуется глава очерка, посвященная самым тяжелым испытаниям на прочность и живучесть крейсера и проверке боевого духа в суровые годы ВОВ. И прежде всего - в кровопролитных боях при защите осажденного Ленинграда, города, на заводских стапелях которого был заложен и рожден корабль-легенда.
… Только в течение одного дня моряки батареи «А» уничтожили 20 танков противника и сотни гитлеровцев. И даже тогда, когда 11 сентября бронетанковым частям удалось прорваться и подойти вплотную к позициям батареи, обстрелять ее массированным огнем с воздуха и танковых орудий, моряки-авроровцы не сдались врагам. Они до последнего снаряда и автоматного патрона отбивались от превосходящих сил фашистов. Никто из авроровцев не сдался и не попросил пощады у варваров и при окружении батареи «А» и в рукопашных схватках. Моряки не позволили завладеть авроровскими пушками, они их взорвали, превратив в груды искореженного металла, за что фашисты израненных и обессилевших героев связали колючей проволокой, облили бензином и безжалостно сожгли...
Символично, что в память о подвиге батареи, где находилось орудие Авроры № 1, теперь на Вороньей горе установлен величественный монумент с образцами орудий тех огненных лет. Стало доброй традицией: ежегодно у этих величественных символов стойкости и геройства в День Победы и в честь героического сражения батареи «А» проводить торжественные ритуалы для нынешнего поколения защитников Отечества.
Прославилось и еще одно в годы войны, кормовое, десятое орудие «Авроры». Установленное на специально обустроенной платформе бронепоезда «Балтиец», это орудие и его расчет представляли грозу для фашистов в боях за оборону Ленинграда. Эта подвижная «морская крепость» со 130 мм орудием Авроры с июля 1941 по сентябрь 1944 г. на борту, совершила более 100 боевых выходов на позиции противника, 310 раз открывала огонь по врагу. Только за первый год боевой деятельности бронепоездом было уничтожено более 5-тысяч гитлеровцев, 13 артиллеристских и 23 минометных батареи, 69 блиндажей, 32 автомашины с пехотой, 2 танка и 4 самолета противника. Одним словом, на примере подвигов батареи «А» и бронепоезда «Балтиец» можно сказать так: если броня заводская, то сталь людская – закаленный боями «металл» России непобедим.
Погибали, но не сдавались врагу и другие посланцы «Авроры», сражавшиеся на кораблях в составе Чудской военной флотилии. На вновь сформированных судах этой флотилии, с июля 1941 года воевали в качестве командиров, 35 моряков-авроровцев во главе с командиром старшим лейтенантом Я. Музырей. И опять же громили здесь фашистов 5 орудий, тоже снятых с Авроры. 22 июля 1941 г. при обороне боевого участка в Чудском озере зенитчики с крейсера «Аврора» сбили несколько немецких самолетов, но в неравном бою, в результате атаки десяти фашистских бомбардировщиков, погибли смертью храбрых пять авроровцев: В. Елец, А Мамаев, А. Мартынов, И.Ф. Шаров. Смертельное ранение в этом бою получил и старший лейтенант Я. Музыря.
… Такой же непобежденный выстоял в боях с фашистами и сам бронепалубный крейсер. Все блокадные дни и месяцы «Аврора» так же, как и ее посланцы на суше, жила своей напряженной боевой жизнью. Крейсер стоял в порту на открытом месте, хорошо просматривался противником, и уже одним своим (историческим) видом вызывал бессильную злобу фашистов. Начиная с 16 сентября вплоть до января 1944г. года «Аврора» неоднократно обстреливалась вражеской артиллерией и ударами авиации, нередко по десять-двенадцать раз в сутки. Схватки были неравными: на крейсере оставались лишь одна 75-мм пушка, зенитная установка и пулеметы. С этим оружием справлялись от 20 до 12 моряков, остальные, как известно, с ленточкой «Аврора» на бескозырках сражались на сухопутных фронтах и других кораблях.
И, тем не менее, обезоруженная, с горсткой смелых моряков на борту, «Аврора» продолжала сражаться днем и ночью вплоть до снятия блокады Ленинграда. Как свидетельствуют записи вахтенных журналов корабля, « 1 декабря 194 1г. противник выпустил по крейсеру 56 снарядов, - попаданий 4; Команда выстояла… 22 февраля 1942г., выпущено более 80 снарядов – попаданий 3; команда выстояла, пожар ликвидирован. 14 августа 1943 года враг выпустил по кораблю 17 снарядов – попаданий 3, пожар потушен» … И так далее… Всего зафиксировано в этих боях свыше 200 снарядов и десятки бомб, сброшенных на «Аврору» фашистами за 900 оборонительных сражений. Корабль получил тысячу триста больших и малых пробоин, одна из них по правому борту достигала диаметром 1,5 на 1,5 м, что грозило гибели корабля. Спасая «Аврору» от затопления, старшина Кострюков и матрос П.Васильев, рискуя жизнью, открыв кингстоны по левому борту в системе артпогребов и затопив левую машину, выровняли крен и умело посадили крейсер на грунт, что было крайне важно в тех драматических условиях. Корабль не опрокинулся и не потерял равновесие до последних дней войны, хотя и был вынужден стоять в полузатопленном состоянии.
Кроме сильных повреждений корабельного металла, на «Авроре» в оборонительных боях с немецкими бомбардировщиками и от осколков снарядов пали смертью героев и ее лучшие защитники-краснофлотцы: И. Николаев, А. Смирнов, К. Зайцев, Л. Моисеев и старшина П. Коршунов. Управлявший огнем командир корабля старший лейтенант Гришин был тяжело ранен, но истекая кровью, не ушел с боевого поста и отстреливался от стервятников до последнего патрона пулеметной ленты, подавал пример мужества оставшимся в живых морякам.
Как вспоминал один из активных участников тех боевых событий на своем гордом корабле, бывший краснофлотец Н. Кострюков: «На Авроре не было раненых… Были только живые и мертвые. »
О стойкости и мужестве авроровцев, спасавших от гитлеровцев честь и славу «Авроры» в годы великой битвы на корабле, на суше и в море, свидетельствуют многие факты, их просто невозможно описать в одной статье. Хотелось бы в конце поведать лишь один пример: когда в августе 1943 г. вражеским снарядом был сбит кормовой флаг «Авроры», то пренебрегая опасностью, под градом осколков и пуль с самолетов, его спас матрос А. Волков и смело водрузил на флагштоке боевое знамя корабля. Этот подвиг молодого авроровца был отмечен наградой, медалью «За отвагу».
Таковы лишь некоторые страницы из боевой истории легендарного крейсера «Аврора», вписанные подвигами ее моряков в грозные годы Великой Отечественной войны при защите Отечества.
За все годы, этой уже третьей в истории корабля войны, «Аврора» не раз сражаясь с врагами, пылала в огне, ложилась на борт и тонула, вся изрешеченная фашистскими пулями и снарядами, почти обезоруженная и омытая матросской кровью, устояла! Осталась непобежденной «морской крепостью» и не опустила флаг перед сильнейшим противником…. Все это состоялось благодаря прочности стальных людей и закаленного в боях металла, что позволяло крейсеру «Аврора» и дальше плыть в новейшую историю России.
Николай Ратозий, капитан 1-го ранга, кандидат исторических наук, бывший матрос, старший радист крейсера «Аврора» (с 1956 по 1959 г.)
P.S. В преддверии предстоящего празднования 65-летия Победы предлагаем также Вашему вниманию фоторепортаж о репетиции военного парада в Москве.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.