Металлургов обвинили в необоснованном росте цен
Правительство начинает кампанию против сталеваров, которых подозревает в необоснованном завышении цен. ФАС возбудила дело в отношении Evraz Group, заявил глава службы Игорь Артемьев на встрече с премьером Владимиром Путиным. Артемьев добавил, что ФАС беспокоит тот факт, что система торговли продукцией зачастую проходит через сеть посредников, торговые дома, в результате чего товар продается с наценкой 20-30%, "то же самое касается некоторых экспортных операций".
Владимир Путин сразу расширил проблему. "Была анонсирована возможность роста цен на металлургическую продукцию, надо будет к этому вопросу самым серьезным образом отнестись, обсудить, посмотреть на реалии, на структуру ценообразования, на другие компоненты",— заявил премьер. Более того, добавил он, "наблюдаются параллельные тенденции, связанные с непонятным желанием в некоторых отраслях повысить стоимость продукции". "Понятно, что могут расти издержки, что ситуация в экономике складывается иначе, но это совсем не повод для того, чтобы совершать резкие скачки по ценообразованию",— сказал премьер.
В ФАС "Ъ" уточнили, что дело в отношении Evraz возбуждено по заявлению крупнейшего в России производителя вагонов — "Уралвагонзавода" (УВЗ). В апреле компания, а также ОАО РЖД пожаловались вице-премьеру Игорю Сечину на то, что поставщики — Evraz, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), "Северсталь" и "Мечел" — необоснованно завышают цены и отказываются фиксировать их даже на квартал.
Но ФАС выявила нарушения только со стороны Evraz. Компания продавала горячекатаный прокат для вагоностроения по более высоким ценам, чем другим потребителям, пояснил представитель службы.
Напряженность вокруг цен на сталь подогрели автопроизводители, получившие от металлургов предложения повысить цены на стальной лист для автопрома с 1 июля вплоть до 30%.
Комментарии
Металлурги не дураки и цены бы не повысили без предварительного согласования с лоббистами в госдуме и в правительстве
Первая реакция рынка на сообщение была неблагоприятной для группы, поскольку инвесторы помнят о последствиях расследовании ФАС против Мечела в 2008 г. Расследование деятельности Evraz Group может быть обусловлено недавними публичными жалобами Уралвагонзавода на действия отечественных сталелитейных компаний, включая Evraz Group. В 2010 году цены на железную руду и коксующийся уголь на мировом рынке начали устанавливаться ежеквартально, тогда как цены на внутреннем рынке привязаны к международным ориентирам. По сравнению с третьим кварталом 2009 г. цены на коксующийся уголь выросли на 160%, а цены на металлолом удвоились. Волатильность усилилась в связи с рисками долговых проблем в некоторых странах ЕС и опасениями в отношении замедления экономики Китая. Мы согласны с мнением ФАС, что посредники (металлотрейдеры) могли значительно способствовать резкому росту цен на сталь в последнее время. По оценкам издания Металл Эксперт, цены майских контрактов отражают более чем 20%-ную разницу между ценами на арматурную сталь у Evraz Group и посредников. Рынку и, в частности, конечным потребителям стальных продуктов потребуется время для корректировки торговой политики в соответствии с новыми реалиями и разработки механизмов хеджирования. Расследование ФАС предусматривает детальный анализ ситуации в сталелитейном секторе и может стать первым шагом в сторону создания новых ценовых механизмов в России.
На наш взгляд, повышенное внимание премьера к ценообразованию на сталепродукцию связано в первую очередь с планами Северстали, ММК и НЛМК — основных поставщиков АвтоВАЗа - поднять цены на листовой прокат на 25% с 1 июня. В себестоимости производства автомобилей АвтоВАЗа на листовой прокат приходится от 7,5 до 10%. Поэтому вполне естественно, что такие планы будут подталкивать автопроизводителя перекладывать возросшие издержки на конечного потребителя, что, в свою очередь, сделает менее привлекательным приобретение новых авто по программе утилизации.
В то же время, мы считаем, что ФАС достаточно сложно будет найти какие-либо нарушения, поскольку повышение цен более чем соответствует рыночным реалиям. В частности, цены на основное сырье - железную руду и коксующийся уголь - выросли с начала года на 40%.
Мировые цены на сталепродукцию также показывают существенный прирост: экспортная цена российских производителей выросла на 35% (х/к прокат) и 40% (г/к прокат). Аналогичные тенденции мы наблюдаем на внутренних рынках Европы (+50% и +50% соответственно по ценам в евро) и США (+40% и +30% соответственно). На фоне таких тенденций, введение каких-либо административных ограничений может привести к переориентации поставок на экспорт или сокращению производства, что в любом случае не принесет должного эффекта для автопроизводителей. В силу этого, мы не ожидаем каких-либо серьезных изменений в отношении политики ценоообразования на рынке стали.
Что касается "Евраз Холдинга", возбуждение антимпонопольного дела против него мы связываем с ранее озвученными претензиями со стороны ряда потребителей ("Уралвагонзавод", "РЖД") на необоснованный рост цен. Как указывает ФАС, компания может использовать доминирующее положение на рынке для установления завышенных цен. Однако, нарушения законодательства "Евраз Холдингом" ведомству еще предстоит доказать. И даже в том случае, если ФАС это удастся, нарушения, скорее всего, могут оказаться несущественными.
Формально нынешняя ситуация очень похожа на ситуацию весны-лета 2008 года, но есть один существенный нюанс – весной 2008 года цены на мировых рынках росли, сейчас же, напротив, наблюдается коррекция на многих региональных рынках стали (прежде всего Азиатский регион) и ожидания по стали на 2П 2009 достаточно пессимистичные. При этом на спотовом рынке угля и железной руды снижение цен более умеренное, а по контрактным ценам на 3К 2010 года ожидается 20-30% повышение. Поэтому положение у сталелитейщиков сейчас прямо скажем незавидное.
Что же касается ценообразования на внутреннем рынке, то здесь ситуация следующая – цены на российском рынке росли медленнее, чем на мировых рынках, поэтому сейчас сталелитейные компании пытаются сократить эту разницу и переложить часть роста производственных издержек на плечи потребителей. С учетом того, что ФАС намерена проверить все звенья производственной цепочки, можно ожидать, что проверке подвергнуться не только сталелитейные компании, но и производители угля и железной руды. Я не исключаю, что в итоге административное регулирование цен будет идти по всем звеньям цепочки.
Но вся проблема в том, что правительство не сможет регулировать цены по всей цепочке, так как часть сырья российские сталелитейные компании вынуждены импортировать – например, ММК закупает железную руду у ENRC (Казахстан) по ценам, привязанным к мировым квартальным контрактам (ожидается рост цен на 30% с июля), а НЛМК теперь, видимо, будет вынуждена импортировать большую часть угля из Штатов (из-за аварии на шахте Распадская НЛМК лишилась сразу двух поставщиков угля – самой Распадской и Белона, который отказался перезаключать контракты с НЛМК и полностью переключился на поставки угля своей материнской компании ММК).
С учетом печального опыта 2008 года, я думаю, что сталелитейщики согласятся на более умеренное повышение цен (или вообще согласятся заморозить их на текущем уровне), что неминуемо приведет к снижению рентабельности бизнеса. Больше всех от текущей ситуации, на мой взгляд, могут пострадать не интегрированные производители стали – ММК и НЛМК.
Все комментарии (4)
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.