Служба логистики КУМЗа реализует программу по снижению затрат
Функционал службы логистики ОАО «КУМЗ» подчеркивается перечнем входящих в нее подразделений: цеха отгрузки готовой продукции, железнодорожного и автотранспортного цехов, таможенного и транспортного отделов. О показателях работы службы логистики, о реализации задач, предусмотренных заводской программой по снижению себестоимости продукции, рассказывает ее руководитель Игорь ДМИТРИЕВ.
- В текущем году подразделения службы продолжают четко обеспечивать технологические перевозки грузов на промплощадке завода, оказывать, при взаимодействии с внешними операторами, услуги по отгрузке и транспортировке готовой продукции потребителям на внутренний и внешний рынки, сопровождая весь комплекс операций оформлением необходимой документации.
Для справки. Оживление в экономике РФ, выходящей из кризиса, подчеркивает дефицит транспортных ресурсов. Спрос в сфере перевозок генеральных грузов по России намного превышает предложение, что связано, прежде всего, с уходом с рынка подавляющего числа мелких перевозчиков, не переживших кризис, и ростом объемов заказов на перевозки автотранспортом со стороны крупных торговых и производственных компаний. На несоответствии спросу по перевозкам сказывается и то, что автопарк транспортных компаний практически не развивается. Эти тенденции оказывают серьезное влияние на ценообразование и заставляют таких крупных потребителей транспортных услуг, как КУМЗ, с особым вниманием относиться к оптимизации работы, связанной с сокращением целого комплекса издержек.
К этому подталкивает и макроситуация по экспортным поставкам с использованием контейнерных перевозок грузов. С января по май текущего года повышение уровня фрахтовых ставок составило в среднем по североамериканскому направлению 50%, по юго-восточному азиатскому направлению – 70%. По прогнозам аналитиков, тенденция повышения ставок сохранится до конца года.
Функции аналитического и оперативного центра выполняет транспортный отдел, координирующий работу с транспортно-логистическими компаниями и операторами подвижного состава.
По железнодорожному цеху КУМЗа ежемесячное перевыполнение производственной программы по грузоперевозкам составляет в среднем с начала текущего года 10-13%, превышение бюджетных показателей по доходам от реализации услуг сторонним организациям составило в среднем по каждому календарному месяцу 60-70%. Стабильно обеспечивается своевременное и качественное выполнение заявок по подаче и уборке вагонов для транспортировки грузов.
При значительной оптимизации численности персонала, проведенной в 2008-2009 годах (около 20% – по всем структурным подразделениям службы логистики) проводится система мер, связанных с улучшением производственно-технологических процессов. В частности, по железнодорожному цеху разработаны и применяются программы обучения по профессиям – приемосдатчик груза и багажа, составитель поездов, дежурный по переезду; разработаны инструкции по эксплуатации моечной установки для грузовых вагонов, по порядку пользования ведомственной радиосвязью, по эксплуатации универсальной машины для смены шпал. Важным этапом в работе цеха стало внедрение в практику электронной версии программы оперативного учета, которая применяется на КУМЗе.
В сфере сокращения издержек продолжает показывать высокий эффект мероприятие, внедренное в прошлом году и связанное со снижением простоев тепловозов и экономией дизельного топлива.
Для справки. Мероприятие по снижению затрат по дизельному топливу связано с исключением непроизводственных пробегов тепловозов и сокращением времени на производство маневровой работы (то есть исключением случаев простоев тепловозов из-за ожидания очистки технологических проездов, занятости железнодорожных путей тракторными тележками и автотранспортом, незавершенных операций погрузки или выгрузки грузов). В частности, для экономии времени на рабочем месте диспетчера цеха была установлена программа с возможностью видеонаблюдения за состоянием погрузо-разгрузочных операций (без дополнительных затрат). С этой же целью и для экономии дизельного топлива диспетчер цеха согласовывает с центральной диспетчерской завода действия по подаче и уборке вагонов и планирует маневровую работу таким образом, чтобы при возможных перерывах машинист тепловоза мог глушить двигатель, если время ожидания составляет более 30 минут.
Планируемый годовой эффект от внедрения этого комплексного мероприятия только по экономии дизтоплива составляет около 24 тыс. рублей. За январь-апрель-2010 сэкономлено почти 200 кг дизтоплива. В процессе внедрения мероприятия, простои тепловозов при подаче и уборке вагонов на фронтах погрузки и выгрузки грузов снизились: в январе – на 2,8 часа (31%), в феврале – на 5,5 часа (61%), в марте – на 5,7 часа (63%), в апреле – на 6,1 часа (68%).
Автотранспортный цех, по результатам работы в январе-апреле-2010, на 22,3% увеличил объем предоставляемых транспортных услуг – в сравнении с запланированным показателем. При этом увеличение затрат к бюджетному уровню составило лишь 5%. В перечне внедренных в цехе мероприятий, связанных с сокращением издержек: оптимизация загрузки легкового парка, применение разработанной программы по обеспечению сохранности готовой продукции при ее транспортировке, четкое функционирование профилактической системы по технической подготовке автомашин к работе. Июньские техосмотры спецтехники и автотехники, проведенные с участием представителей Государственного технадзора и Государственной инспекции по безопасности дорожного движения, показали пригодность техники к эксплуатации.
Динамично растут показатели работы цеха отгрузки готовой продукции. В апреле показатель по объемам отгрузки сравнялся с уровнем, зафиксированным в докризисном периоде. А средняя выработка, в расчете на 1 рабочего, составила, за январь-май-2010, 734 тн/чел. Для сравнения: за аналогичные периоды 2008 года – 674 тн/чел., 2009 года – 477 тн/чел.
В настоящий момент между ОАО «КУМЗ» и ЗАО «Майна-Вира» (Екатеринбург) заключен договор на приобретение заводом для цеха отгрузки готовой продукции новой полуавтоматической и более легкой (в сравнении с применяющейся на КУМЗе) траверсы для перемещения 40-футовых порожных и груженых контейнеров. Использование данной траверсы в цехе отгрузки позволит увеличить объем отгружаемой продукции в каждом контейнере в среднем на 2 тонны, что снизит удельную составляющую транспортных затрат.
Сегодня цех отгрузки готовой продукции прорабатывает вопрос о замене стальной ленты, применяемой при раскреплении продукции в транспортных средствах, на полиэстеровую ленту.
Экономический анализ показывает, что экономия в результате использования полиэстеровой ленты, в сравнении с использованием традиционной стальной, будет составлять ежемесячно почти 56 тыс. рублей. Весь комплекс затрат по переходу со стальной ленты на ПЭТ-ленту окупается за 7 месяцев. Экономия будет достигаться за счет того, что ПЭТ-лента менее дорогая, чем стальная, и за счет более высокой сохранности грузов, достигаемой регулируемыми точностью и силой натяжения ПЭТ-ленты.
Серьезные изменения - в достаточно напряженном режиме работы отдела таможенного оформления. 1 июля 2010 года вступили в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации, подзаконные и другие нормативно-правовые акты. В практику будут внедряться новые понятия, по-новому будут регулироваться многие правоотношения в таможенном деле. По новым правилам и в новых условиях будет работать отдел таможенного оформления ОАО «КУМЗ». Приоритетной задачей в работе отдела на данном этапе является проведение мероприятий по организации таможенного оформления товаров с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». Процесс электронного декларирования в формате ЭД2 заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров. Декларант оформляет грузовую таможенную декларацию и весь необходимый пакет документов на своем рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью и отправляет по Интернету на конкретный таможенный пост, на котором будет происходить таможенное оформление товаров. При этом электронное декларирование позволит формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно сэкономит время оформления грузовой таможенной декларации в таможне. Декларантам отдела таможенного оформления в самое ближайшее время после тестирования работы программного комплекса ЭД2 предстоит пройти обучение новым методам работы по оформлению грузовых таможенных деклараций на своих рабочих местах.
Имеет смысл особо выделять эффект экономии – в зависимости от различных этапов жизнедеятельности завода. В период кризиса, в 2008-2009 годах, экономия тех бюджетных средств, что были запланированы к вовлечению для проведения различных ремонтов (в том числе ремонтов зданий, сооружений, машин и оборудования, капитальных и текущих ремонтов), составляла по железнодорожному цеху 29% (2008 год), 93% (2009 год), по автотранспортному цеху – 27,5% (2008 год), 38,8% (2009 год). Подобная экономия в тот период была вызвана острым дефицитом денежных средств предприятия, которое использовало их на наиболее приоритетных направлениях.
Сегодня ситуация кардинально меняется, улучшается экономика завода, и это позволяет рассчитывать на сбалансированное финансирование, в том числе вспомогательного производства, логистического направления. И с учетом восполнения затрат по объектам, финансирование по которым фактически шло по остаточному принципу.
Не вызывает сомнения необходимость серьезного обновления автопарка предприятия, физический и моральный износ которого (по большинству машин) приближается к критическому уровню. Есть необходимость проведения значительного по объемам ремонта железнодорожного хозяйства. Многие моменты были учтены при формировании бюджета текущего года, где прописаны миллионы рублей. Однако, фактически бюджетные затраты значительно ниже запланированного уровня, например, за I квартал по железнодорожному цеху – в 7 раз. Такая ситуация не может не вызывать серьезного беспокойства, так как может войти в противоречие со стремлением и в дальнейшем поддерживать работу службы логистики на надлежащем уровне.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.