Консолидация мини-миллов может привести к появлению седьмого крупного игрока на российском стальном рынке
За последние десять лет проекты строительства в России компактных металлургических производств получили бурное развитие. Экономический кризис помешал реализации многих планов, но тем не менее идея строительства мини-заводов остается популярной.
Директор по стратегии дивизиона «Северсталь Российская сталь» ОАО «Северсталь», руководитель проекта ЗАО «Северсталь сортовой завод Балаково» Игорь Тимофеев считает, что "в среднесрочной перспективе даже консолидированные 25-30 млн т будут вторым эшелоном".
Если, конечно, для развития мини-металлургии в России хватит сырья. По данным НП «Консорциум «Русская сталь», с докризисного уровня ломозаготовки в 34 млн т в год в кризисный 2009 г. ломосбор сократился до 17 млн т. В этом году планируется поднять объем заготовки скрапа до 22 млн т, из которых лишь 3 млн т пойдут на экспорт. С 2011 г., по прогнозным расчетам "Русской стали", заготовка поднимется до 30 млн т и останется на этом уровне лет пять-семь.
Однако если все планируемые новые электросталеплавильные мощности будут введены, потребность в металлоломе будет составлять 35 млн т. Экспорт лома обнулится полностью. Порядка 5 млн т потребности в ломе будут замещаться чугуном и ГБЖ, поскольку импортировать лом в таких объемах в общем-то неокуда.
Президент Объединенной металлургической компании (ОМК) Владимир Маркин считает, что дальнейшее развитие мощностей по производству стали приведет к ужесточению конкуренции на рынке, снижению рентабельности на отдельных продуктовых направлениях. Большинство построенных или достраивающихся микро- и мини-заводов, ориентированных на рядовой массовый продукт (на рядовой сорт, рядовую сталь и т.д.), будут не полностью загружены и низкорентабельны. Поэтому, предполагает он, бум мини- и микрозаводов из-за ожидаемой недозагрузки в ближайшее время закончится: "Выигрывать на рынке будут игроки, имеющие сложные нишевые продукты для различных отраслей: автопрома, строительства и др.".
Подробнее о настоящем и будущем российской мини-металлургии читайте в статье "Мелочь, а приятно", опубликованной в последнем номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".
Комментарии
Испугался Владимир Маркин конкуренции. Минимиллы со временем порвут рынок, как это произошло в США, где компания Ньюкор за пятьдесят лет только один раз показала убыток, а ее конкуренты - большие игроки со сложными нишевыми продуктами - давно обанкротились и закрылись.
В Ромссии никогда не будет "Ньюкора", так как нет нет управленцев с енталитетом Кена Айверсона.
Менталитет и экспертизу можно купить на рынке, как и технологию. У того же Ньюкора. Переманить оттуда менеджеров. А ещё лучше просто с ними запартнерится в России. Создать JV. Он них технологии и экспертиза, от нас деньги, сырье, местные связи, сбыт. Недаром Владимир Маркин так заволновался.
А чего это до сих пор мини-миллы не порвали рынки Китая, Японии, Европы (где производится 95% мирового объема стали?). Россия - не Штаты, и Маркину нечего волноваться - за последние десять лет только ОМК и смогла построить реальный работающий мини-милл "миллионник" в России в чистом поле (сравнимый с заводами Ньюкора), остальные проекты дальше пиара не пошли. Кто сейчас помнит горе-бизнесмена Максимова с его проектами о застройке всей России мини-миллами (только и успел цех реконструировать, новую печку да машину поставить)? Сейчас только НЛМК заканчивает второй реальный мини-милл в России - сортовой проект под Калугой (который начал строить Максимов), да еще Северстали под силу довести до ума завод в Балаково. Кто будет строить мини-миллы в России - Варшавский, что ли? Такие, как он, только старые заводы скупают, выжимают с них соки, потом выбрасывают их за ненадобностью.
А что касается менталитета и экспертизы, уважаемый Штерн, то как раз российским металлургам приходится в последние пять лет поднимать американскую металлургию, скупать убыточные заводы (как металлургические, так и трубные), отправлять туда российских менеджеров налаживать менталитет, технологию и пр., строить новые мини-миллы (слышали что-нибудь о "Северкорре"?) и т.д. Съездили хотя бы раз в Штаты, куда-нибуть под Питсбург, посмотрели бы, какое убогое зрелище представляет сейчас американская металлургия, которая с семидесятых годов прошлого века никак не может выйти из кризиса и остается неперспективной профессией и уделом трудоустройства черного, цветного и прочего персонала, который не пойдет работать в Кремниевую долину.
Где он сейчас, великий Грегори Мэйсон (он же Гриша Моисеев, бывший одесский инженер)? (Если кто не знает, был такой "великий" американский металлург у Северстали, кроме вреда, ничего не принес компании). Так что, уважаемый Штерн, за последние пятнадцать лет мини-миллы Россию не порвали, и в ближайшие пятнадцать ничего такого не произойдет, готов поспорить на ящик коньяка...
Чем спорить, лучше прочтите саму статью в журнале. По вашим словам видно, что вы не вполне в теме.
Что касается вопроса, кто же будет застраивать Россию мини-миллами, то на этот вопрос вы прочтете небезынтересный ответ упомянутого вами Николая Максимова в интервью МСС в сентябрьском номере.
Американские металлурги неплохо себя чувствуют. США как производил, так и прозводит около 100 млн. тонн стали по году. Русским богатым идиотам продают только старые, технологически отсталые предприятия. Сейчас наши эффективные собственники их спешно распродают, нахлебавшись убытков.
Почему мини-миллы не порвали рынки Китая, Японии, Европы? А почему новый телеком-формат ЛТИ, который самый модерновый, не порвал старый ГСМ? Да по той же причине. Сделаны слишком большие инвестиции в старые технологии, они себя ещё окупить должны, прежде чем у компаний появятся деньги на новые. Очень сложно списывать прошлые инвестиции на убыток и делать новые инвестиции. Но у кого-то есть деньги и хватка на новые технологии, вот и появляются неожиданные конкуренты, которые теснят старых игроков. Мини-миллы себя ещё покажут.
Технологический лидер рано или поздно завоюет рынок, потому что сможет генерить больше возврата на инвестиции. Все инвестиции потекут к нему.
А вообще я не понимаю вашего гнева. Типа "Съездили хотя бы раз в Штаты, куда-нибуть под Питсбург". Я в США прожил и проработал несколько лет, чтоб вы знали.
Спор о том, что лучше - комбинат полного цикла, или мини-милл, на мой взгляд, бессмысленен. В странах с более современным технологическим укладом приоритет у мини-миллов. Как говорят их владельцы, "в нашем городе о заводе (мини-милле) знает только тот, кто на нем работает". Лом - в избытке (автомобили не эксплуатируются по 25 лет, железобетонные здания как возводятся, так и сносятся), окатыши и ГБЖ - продаются на рынке. Есть и заводы по схеме ЖПВ-электропечь-внепечная-МНЛЗ. В России же металлургия все еще "первородная", а на Западе - "переплавная". И это вполне понятно. У нас ведь и структура промышленности такая же, как и 70-80 лет тому назад, с моногородами - там непонятно, где промзона, а где жилые кварталы.
Однако: строятся Балаково, Калуга, должна запуститься Тюмень (если кто забыл), работают (по-разному) Ростов, Новороссийск, Ярцево, Фролово, Ревда. И это при сложностях с кадрами, бюрократии, противодействии местного населения... Через 15-20 лет российская металлургия будет другой - может быть, появится и свой Кен Айверсон.
Все комментарии (7)
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.