Fitch констатирует улучшение экономических показателей России
улучшение экономических показателей России, среди других моментов, будет ключевым фактором для повышения суверенных рейтингов. В своем новом отчете агентство отмечает, что сокращение бюджетного дефицита, которое уменьшает уязвимость страны к резким изменениям цен на нефть, а также снижение инфляции и дальнейшее улучшение внешнего баланса могут создать условия для повышения суверенных рейтингов России. В то же время страна сталкивается с рядом непростых задач, и есть вопросы в отношении экономических показателей последнего времени. Россия имеет суверенный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") от Fitch на уровне "BBB" с "Позитивным" прогнозом.
До настоящего времени экономическое восстановление в России было сдержанным после существенного сокращения в 2009 г. (на 7,9%) и заметно ниже темпов роста, отмечающихся на многих развивающихся рынках. Fitch прогнозирует рост ВВП на 4,3% в 2011 г. и на 3,8% в 2012 г. после роста на 3,7% в 2010 г. Составляющие стабильного, хотя и несильного восстановления, очевидно, присутствуют, так как произошел рост цен на нефть и реальных доходов, отмечается сильная позиция ликвидности у банков и укрепление балансов частного сектора. Однако если показатели роста в России в 2011 г. снова окажутся менее сильными, это поднимет вопросы относительно неблагоприятного делового климата в стране и ее модели роста по принципу "государственного капитализма".
В отличие от многих развивающихся рынков, Россия в 2010 г. испытала чистый отток капитала из частного сектора, который, по оценкам Fitch, составил около 35 млрд. долл. Чистый отток капитала отчасти указывает на недостатки, связанные с неблагоприятной деловой средой и политическим риском, а также отражает чистые выплаты внешнего долга компаний (после крупных заимствований до кризиса) и российские прямые иностранные инвестиции за рубежом. Как ни странно, отсутствие сильного притока капитала может способствовать достижению Россией более сбалансированной макроэкономической позиции. Так как государство имеет профицит счета текущих операций и адекватный уровень валютных резервов, крупный чистый приток капитала затруднил бы повышение процентных ставок для снижения инфляции (из-за опасения привлечения "горячих" денег) или привел бы к укреплению рубля, что могло бы негативно сказаться на конкурентоспособности и росте.
Россия имеет историю относительно высокой и волатильной инфляции, что не поддерживает долгосрочные сбережения в национальной валюте и способствует оффшорному и валютному посредничеству, а также приводит к макрофинансовой нестабильности. Инфляция ИПЦ повысилась до 8,1% по состоянию на ноябрь 2010 г. с рекордно низкого уровня в 5,5% в июле 2010 г., хотя это частично было обусловлено повышением цен на продукты питания. Относительно сбалансированная макроэкономическая позиция России и переход к более гибкому режиму валютного курса дают возможность снова снизить инфляцию к концу 2011 г. Однако менее жесткие глобальные условия ликвидности и потенциально волатильные чистые потоки капитала могут создать сложности для проведения более независимой монетарной политики.
Результаты исполнения федерального бюджета за 2010 г., как представляется, скорее всего, будут существенно лучше собственных ориентиров правительства по дефициту бюджета в 6,8% ВВП в первоначальном бюджете и 5,4% в июльских поправках к бюджету. За первые 11 месяцев 2010 г. дефицит составил 911,5 млрд. руб. (эквивалент 2% годового ВВП). С учетом традиционного увеличения расходов в конце года, по оценкам Fitch, дефицит за 2010 г. составит 4,3% ВВП. В то же время сбалансированность бюджета обеспечивается при цене на нефть около 100 долл. за барр., и Fitch считает сокращение дефицита ненефтегазового бюджета важным моментом для снижения уязвимости страны к резким изменениям цен на нефть и для улучшения кредитоспособности.
В 2011 г. Fitch прогнозирует дефицит бюджета в 3% ВВП (исходя из цены на нефть Urals в 77 долл. за барр.), что ниже установленного правительством ориентира в 3,6% (при цене на нефть Urals в 75 долл. за барр.). В то же время бюджет на 2011 г. предполагает номинальное повышение расходов всего на 1,7% (снижение в реальном выражении) в сравнении со средним увеличением на 29% за пять лет по 2009 г. (и на 2% за первые 11 месяцев 2010 г.). Значительный размер расходов на национальную экономику указывает на наличие существенных возможностей для их сокращения, однако предвыборное давление подвергнет проверке готовность правительства поддерживать налогово-бюджетную дисциплину.
Политическая температура в России несколько повысилась за последние шесть месяцев. Парламентские выборы, намеченные на декабрь 2011 г., и президентские выборы, запланированные на март 2012 г., вероятно, приведут к усилению политического "шума" и неопределенности. Тем не менее, Fitch не ожидает существенного шока, который привел бы к изменению фундаментальной расстановки политических сил. Представляется практически определенным, что прокремлевская партия Единая Россия получит большинство на парламентских выборах и что Премьер-министр Путин и Президент Медведев решат между собой (без соперничества), кто из них выставит свою кандидатуру на президентских выборах, которые, как ожидает Fitch, этот кандидат затем выиграет.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.