Правительство России хочет увеличить строительство жилья с 58 млн кв. м в 2010 г. до 90 млн кв. м в 2015 г.
На уходящей неделе председатель правительства Российской Федерации В. Путин провёл в Кирове совещание по вопросам развития жилищного строительства в регионах. Во вступительном слове В. Путин, в частности, сказал:
- В конце 2010 года мы приняли новую федеральную целевую программу «Жилище». Она рассчитана на период до 2015 года. Инвестиции в программу за счёт разных источников составят более 600 млрд рублей.
Но дело не только в финансовых параметрах. По сути, мы определяем новые подходы и более высокие ориентиры в жилищной политике. Прежде всего нам нужно окончательно преодолеть последствия кризиса и вновь начать активно наращивать объёмы жилищного строительства. За предстоящие пять лет нужно добиться роста в 1,5 раза – с 58 млн кв. м в 2010 году до 90 млн кв. м в 2015-м. Всего же за период действия программы должно быть построено почти 370 млн кв. м жилья. Следует добавить, что уже в 2016 г. планируется выйти на объём строительства 100 млн кв. м в год, а к 2020 г. – 142 млн кв. м.
Убеждён, это вполне реалистичные планы. Уже сейчас в отрасли накоплен неплохой задел из начатых строек, что создаёт базу для пуска новых домов в текущем и последующих годах. Необходимо отметить, что в прошлом году 52 российских региона сохранили, а ряд из них и увеличили объёмы ввода жилья. Мы сегодня с некоторыми из них пообщаемся в режиме видеоконференции. Кстати говоря, по информации Минрегиона, в 2010 году введено, как я уже сказал, 58,1 млн кв. м – это 97% к уровню 2009. Как видим, небольшое снижение в целом по стране всё-таки есть.
Серьёзный рост масштабов строительства нам нужен, чтобы сформировать баланс спроса и предложения, тем самым гарантировать предсказуемость жилищного рынка, застраховать его от рисков ценовых скачков, обеспечить стабильность, ещё лучше – снижение цен на жильё, значит, и реальную перспективу для граждан обзавестись своей квартирой или домом.
Подчеркну, не абстрактные квадратные метры нужны, а именно доступность качественного жилья для людей, решение жилищных проблем конкретной российской семьи. Вот это должно стать главными, базовыми показателями эффективности и результативности нашей работы в этой сфере. Поэтому мы продолжим реализацию планов по обеспечению жильём ветеранов, военнослужащих, военных пенсионеров, других категорий граждан, перед которыми у государства есть прямые обязательства, – я имею в виду северян, вынужденных переселенцев, чернобыльцев.
Будем оказывать поддержку молодым семьям, вместе с регионами предоставлять им субсидии для участия в ипотечных программах, как, например, сейчас мы видели, делается у Никиты Юрьевича Белых (губернатор Кировской области) здесь, в Кировской области. Рассчитываем, что за ближайшие пять лет с помощью государства свои жилищные условия улучшат более 170 тыс. молодых семей.
В целом нужно добиваться того, чтобы как можно больше людей, используя различные механизмы, могли решить свои жилищные проблемы. Так, уже в 2015 году не менее трети российских семей должны иметь возможность приобрести жильё с помощью собственных или заёмных средств, за счёт жилищных кредитов, социальных субсидий, материнского капитала. Сейчас это только порядка 12%.
Здесь важно отметить, что в прошлом году начал восстанавливаться рынок ипотечного кредитования. Объём выданных жилищных кредитов вырос в 2,5 раза. При этом снижается и средняя ставка по ипотеке, хотя она пока всё-таки ещё большая – 13,2%. Думаю, что это всё-таки многовато. Она снизилась у нас: была 14,4%. Снизилась с 14,4% до 13,2%, но нужно стремиться к дальнейшему её понижению. Необходимо продолжить работу по повышению доступности ипотечного кредита. В 2010 году мы направили порядка 250 млрд рублей на поддержку ипотеки, рефинансирование ипотечных кредитов, задействуем возможности ВЭБа и АИЖК.
Но очевидно, что решение проблемы выходит за рамки только жилищного рынка. Чтобы и дальше кардинально снижать стоимость жилищного кредита, надо подавлять инфляцию, обеспечивать стабильность всех ключевых макроэкономических показателей, и мы, конечно, намерены и будем это делать, будем уделять этим проблемам первостепенное внимание.
Кстати говоря, месячный уровень ставок по ипотечным кредитам в рублях в ноябре 2010 года достиг 12,6%, а исторический минимум был зафиксирован в I квартале 2008 г. – 12,4%. В целом мы к этому уровню с вами приближаемся.
План на 2011 год по объёмам выданных ипотечных кредитов – 540 – 580 млрд рублей, а максимум был зафиксирован в 2008 г. – 650 млрд руб. Думаю, что мы должны выйти на эти объёмы в 2012 году.
Конечно же, особые акценты мы обязаны сделать на качестве и комфорте жилья. Нельзя решать жилищную проблему в стране, опираясь на архаичные технологии, предлагать людям убогие, безликие бетонные коробки. Нам необходимы передовые архитектурные, строительные решения, в том числе по малоэтажному жилью. Нужно внедрять самые современные стандарты в сфере энергоэффективности и безопасности, заниматься комплексным освоением территорий, чтобы рядом с новыми жилыми домами появлялись и детские сады, и школы, и поликлиники, и спорткомплексы. Также должны быть предусмотрены комфортные условия для людей с ограниченными возможностями.
Сегодня мы посетили микрорайон «Солнечный берег» здесь, в Кирове. Этот проект реализован на землях и при поддержке Фонда развития жилищного строительства. И здесь как раз виден новый подход. Сейчас только с губернатором об этом говорили: это действительно доступное жильё – и качественное, и современное, и экономичное. Цены на квартиры в новом микрорайоне ниже, чем на первичном рынке города Кирова. Здесь у вас 32 тыс. рублей получается за 1 кв. м, а они в этом микрорайоне за 26 тыс. 790 рублей квадратный метр строят. И качество хорошее, и инфраструктуру делают.
Важно, что фонд РЖС стал реальной силой, способной задавать тенденции в строительной индустрии и по качеству строительства, и по ценовой политике. Что касается качества, применяются как раз эти энергосберегающие технологии – и рамы новые, и материалы строительные новые. В общем, удачный проект. Рассчитываем, что фонд и в дальнейшем будет активно заниматься обустройством участков, готовить их к застройке, содействовать их освоению.
Считаю, что мы должны создавать базу для работы фонда РЖС на длительную перспективу, обеспечить его земельными ресурсами, тем самым дать ясный сигнал партнёрам фонда и потенциальным инвесторам.
Прежде всего речь идёт о продлении моратория для ведомств и учреждений на распоряжение участками, находящимися в федеральной собственности, чтобы эти земли не выводились из оборота под разными предлогами, а поступали фонду РЖС для целей жилищного строительства.
Уже в 2012 году до 30% строительства жилья будет осуществляться при содействии фонда РЖС. Причём как обязательное условие при заключении контрактов фонд будет требовать от застройщиков применения современных строительных материалов и технологий, как это было сделано здесь, в том микрорайоне, где мы сегодня были. Кстати, считаю, что при закупке жилья для госнужд мы, конечно, должны руководствоваться обоснованными ценами за квадратный метр и так же требовать применения современных материалов и энергосберегающих технологий.
Уважаемые коллеги! Конечно же, основная практическая работа по созданию условий для роста жилищного строительства предстоит в регионах и муниципалитетах. Мы договорились, что к 1 января 2011 года все субъекты Федерации при поддержке Минрегиона подготовят или актуализируют свои программы развития жилищного строительства. И такая работа проведена. Я хочу поблагодарить всех руководителей регионов, кто эту работу проделал. Но сейчас эти планы важно ответственно исполнять.
На что хотел бы обратить внимание. Первое. Надо и дальше снижать административные барьеры, обеспечивать максимально упрощённый порядок согласования проектной документации и предоставления земельных участков, прежде всего под жильё экономкласса и малоэтажную застройку. И напомню, что по нашим планам доля жилья экономкласса должна возрасти до 60% в 2015 году.
Второе. Как мы и договаривались, следует в кратчайшие сроки завершить разработку всех документов территориального планирования.
Третье. Необходимо заниматься комплексным развитием социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, чтобы её отсутствие не сдерживало начала строек и ввода домов в эксплуатацию. ЖКХ может и должно быть эффективным.
Четвёртое. Это поддержка реальной конкуренции на региональных строительных рынках. Здесь нельзя потворствовать монополизму, нельзя допускать, чтобы к участию в конкурсах имели доступ лишь свои, близкие застройщики. В то же время нужно отсекать фирмы, которые, не имея ни квалификации, ни строительных мощностей, демпингуют за счёт разного рода сомнительных каналов, выигрывают конкурсы, а затем, сами ничего не делая, лишь снимают проценты, передают стройку в субподряд другим организациями. И нужно выработать соответствующую практику. Здесь сложностей никаких нет. Нужно предъявлять просто при допуске к конкурсам и аукционам определённые требования к застройщикам, к строительным компаниям. У них должны быть оборотные средства, должны быть техника, люди, опыт, объёмы строительства, которые они завершили, закончили в предыдущие сроки своей деятельности.
Пятое. На уровне регионов следует активно поддерживать развитие и модернизацию местной стройиндустрии, нацелить её на выпуск энергоэффективных и экономичных строительных материалов. Обращаю внимание: по итогам каждого года будем смотреть, как реализуются региональные программы, как достигаются целевые ориентиры по строительству и вводу жилья. Со своей стороны намерены поощрять инициативу регионов, оказывать финансовую помощь тем субъектам, которые добиваются лучших показателей в развитии жилищного строительства. На эти цели в федеральной целевой программе «Жилище» заложен 21 млрд рублей.
И ещё один существенный момент. Необходимо обеспечить чёткую координацию региональных программ и планов федеральных ведомств по строительству жилья, чтобы дома, которые мы строим для военнослужащих, других категорий граждан, не стояли в чистом поле, а были гармонично вписаны в развивающуюся среду населённых пунктов, чтобы граждане, получившие такие квартиры или дома, могли бы пользоваться нормальными подъездными путями, социальными объектами, имели возможность для будущего трудоустройства. Это очень-очень важно. Такую координацию между различными программами, ведомствами, между регионами может и должно обеспечить Министерство регионального развития.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.