Машиностроение и приборостроение в России находится в андеграунде
"Мы должны четко себе представлять, что будет востребовано в нашей стране в ближайшие 20 лет и далее, пока конструкционные материалы на основе железа будут востребованы", – подчеркнул генеральный директор ФГУП "ЦНИИчермет им. И.П. Бардина", д.т.н., профессор Е. Шахпазов, открывая IX научно-техническую конференцию "Новые перспективные материалы, оборудование и технологии для их получения".
Участники конференции отметили, что за последние 5–7 лет требования к основным служебным свойствам листовых сталей (пластичности, прочности, коррозионной стойкости, штампуемости) выросли в несколько раз. Как следствие, совершенствовалась и технология конвертерной плавки с переходом к ковшовой обработке стали. И особенно отрадно, что в этом процессе российская научно-исследовательская элита приняла самое непосредственное участие.
В частности, представители "Уралмашзавода" рассказали, что в настоящее время в производстве находится 18-кубовый экскаватор для Кузбассразрезугля (КРУ, входит в УГМК-Холдинг). Это первый российский экскаватор с частотно-регулируемым приводом на переменном токе, оснащенный информационной системой. Кроме того, специалистов завода стали часто приглашать на меткомбинаты для переоборудования или доводки прокатного оборудования зарубежного производства. Далее специалисты из ООО «Уралмаш-Инжиниринг» подробнее остановились на эффективности использования производимых компанией валков, а также эксплуатационной стоимости прокатных валков с 3-5%-ным содержанием хрома.
Другим амбициозным проектом будущего может стать создание сверхмощного пресса 80 тыс. т для крупногабаритных изделий для нужд Росатома, оборонного комплекса, судостроения и других отраслей. В этом направлении ведутся уже не один год разработки международного союза «Металлургмаш».
В то же время, с сожалением было отмечено, что большинству подобных проектов так и не суждено будет никогда воплотиться в реальность без своевременного финансирования потенциальными заказчиками. При этом особое сожаление ученых и разработчиков вызывает ситуация, при которой российские потребители закупают, например, иностранные станы, в то время когда станы российского производства, разработанные на собственные деньги машиностроителей, отправляются в Южную Корею, Японию, Индию, Украину и ряд других стран. А еще обиднее, когда специалисты того же "Металлургмаша" потом перерабатывают импортные образцы техники для улучшения тех или иных характеристик, необходимых российскому заказчику.
О том, какие наработки НИИ и ФГУПов рискуют "лечь на полку", чего в целом не хватает российской науке и российскому машиностроению читайте в обзоре "Настоящее технологий будущего", опубликованном в февральском номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.