Вслед за металлургами мишенью расследования роста цен стали вагоностроители
Государство решило разобраться с резким ростом цен на железнодорожные вагоны в 2010-2011 гг., заявил в ходе коллегии Минтранса в пятницу замминистра Андрей Недосеков. По его словам, правительство поручило Минтрансу, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) выяснить, не являлся ли рост цен следствием злоупотребления доминирующим положением со стороны производителей на фоне роста спроса. "ФАС будет разбираться с вагонопроизводителями так же, как и с нефтяными компаниями, которые завышали цену на авиатопливо",— пояснил чиновник. Он добавил, что ФАС может предъявить претензии к крупнейшему в отрасли "Уралвагонзаводу". Высокопоставленный источник "Ъ" в ФАС подтвердил, что служба уже начала работу по изучению роста цен на вагоны и "будет разбираться с крупнейшими производителями".
Директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании Владимир Добровольский уточнил "Ъ", что в 2010 г. стоимость вагонов выросла в среднем с 1,2 млн руб. до 2,1 млн руб. (без НДС), то есть на 97%. "Это значит, что мы вплотную приблизились к докризисным ценам 2008 г.",— отмечает эксперт. Собеседник "Ъ" в ФАС добавил, что, как следствие, выросла и цена на аренду вагонов.
На "Уралвагонзаводе" "Ъ" подтвердили, что получили запросы ФАС, подчеркнув, что они носят "рабочий характер". В компании рост стоимости вагонов объясняют исключительно дефицитом крупного литья и увеличением цен на продукцию металлургов. Производители вагонов поясняют, что соответствующее литье выпускается на "узкоспециализированных производствах с уникальным оборудованием" и их мощностей в условиях растущего рынка не хватает. Такие производства есть у самих вагонных заводов, также литье выпускают, например, Бежецкий сталелитейный завод и "Промтрактор-Промлит" в России, Кременчугский сталелитейный завод и "Азовэлектросталь" на Украине. Дефицит крупного литья в 2011 году оценивается участниками рынка на уровне 36 тыс. вагонокомплектов (из них порядка 6 тыс. новых комплектов для вагоностроителей и 30 тыс.— для вагоноремонтных заводов). Согласно данным производителей вагонов, цена за один вагонокомплект выросла в 2009-2010 гг. втрое, до 500 тыс. руб.
Решить проблему дефицита вагонного литья государство надеется не только мерами антимонопольного регулирования, но и путем расширения конкуренции на рынке, например за счет поставок из Китая. Источник "Ъ" в отрасли уточняет, что китайская продукция уже проходит сертификацию в России, а продаваться будет через "Торговый дом ОАО РЖД". По предварительным оценкам, в 2011 г. на российский рынок будет поставлено порядка 2,5 тыс. вагонокомплектов из Китая. Источник в ОАО РЖД подтвердил, что вопрос "детально прорабатывается". "Причем с помощью альтернативных поставок мы намерены решить не только проблему цены, но и качества крупного литья от российских и украинских поставщиков, к которым у нас есть серьезные претензии",— говорит источник "Ъ" в ОАО РЖД. Впрочем, металлурги полагают, что "из-за сложной логистики китайская продукция будет как минимум не дешевле, а качество ее сомнительно".
P.S. Вместе с тем, участники прошедшей в редакции МСС онлайн-конференции "Текущая ситуация по обеспечению грузоотправителей парком вагонов" полагают, что пик цен на вагоны будет достигнут только осенью текущего года, а дефицит вагонного литья и вагонов сохранится на отечественном рынке в ближайшие 4 года.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.