К вопросу о лицензировании и сертификации стального литья
В понедельник, 23 мая, с 14:00 до 16:00 в редакции журнала "Металлоснабжение и сбыт" пройдет онлайн-конференция "Дефицит и проблемы качества вагонного литья". На вопросы посетителей портала ответят Сергей Калетин, заместитель генерального директора ОАО «Первая грузовая компания», и Сергей Палкин, первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО "РЖД", вице-президент НП «Объединение производителей железнодорожной техники». Интересующие вопросы читатели "Металлоснабжение и сбыт" могут задать здесь
Предваряя конференцию, предлагаем вашему вниманию предложения по лицензированию и сертификации литья для грузовых вагонов в изложении начальник департамента технической политики РЖД А.С. Назарова.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по поставкам и производству литья для грузовых вагонов не подлежит лицензированию.
Лицензированию подлежит лишь деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, в составе работ по получению расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов. Однако при лицензировании указанного вида деятельности оценивается соблюдение требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, что не имеет отношения к качеству литых деталей грузовых вагонов.
Непосредственное отношение к качеству поставок литых деталей для грузовых вагонов имело бы лицензирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте. Это могло бы заинтересовать ремонтные предприятия, отвечающие за результаты ремонта собственной лицензией (правом на основную деятельность) в проведении контроля за качеством поставляемого литья. Однако указанный вид деятельности был отменен одним из первых в связи с выходом Федерального закона от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ, согласно которому лицензирование прекращено с 1 января 2006 г., при этом замещающих методов государственного регулирования введено не было.
В имеющихся правовых условиях уместно было бы рассмотреть вопрос о введении применении саморегулирования деятельности предприятий по производству литых деталей железнодорожного подвижного состава, на основе Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях». Возможно это позволит запустить механизм взаимной ответственности субъектов бизнеса, которые вправе сами установить стандарты и правила деятельности и осуществлять контроль за соблюдением принятых стандартов и правил, что обеспечит безопасность движения за счет повышения их заинтересованности в качестве предлагаемой продукции и услуг.
По сертификации литья для грузовых вагонов.
Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации создана в 1996 году и существует без изменений.
Указанием МПС России от 12 ноября 1996 № 166у утверждены и введены в действия Правила по сертификации П ССФЖТ 01-96 "Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения".
Настоящие Правила устанавливают цели, основные принципы, структуру, общие правила процедуры сертификации и аккредитации, а также иные аспекты функционирования Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации (ССФЖТ).
Организует работу по обязательному подтверждению соответствия Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорте утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 397).
Проводит работу по проведению сертификации Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» обязательной сертификации подлежат следующие литые детали грузовых вагонов: центры колесные литые для подвижного состава железных дорог, балка надрессорная, рама боковая тележки вагона,
корпус автосцепки.
Также разработаны и утверждены в 2010 году постановлениями Правительства Российской Федерации три технических регламента в области железнодорожного транспорта:
«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 524);
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 525);
«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 533).
Указанные технические регламенты вступают в силу через 3 года со дня их официального опубликования.
В условиях формирования Единого экономического пространства утверждённые российские технические регламенты приняты за основу при разработке проектов технических регламентов ЕврАзЭС в области железнодорожного транспорта и единых технических регламентов государств – участников Таможенного союза.
Доработанные с учётом замечаний проекты технических регламентов в области железнодорожного транспорта направлены Минтрансом России в Интеграционный Комитет ЕврАзЭс в январе 2011 года.
Проекты технических регламентов в области железнодорожного транспорта Таможенного союза после внесения в них изменений по замечаниям и согласования окончательных редакций на уровне министерств транспорта Республики Беларусь и Республики Казахстан переданы 2 марта т.г. Минтрансом России в Секретариат Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с утвержденными планами в 2010 году разработаны и направлены в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на утверждение 25 межгосударственных и национальных стандартов, поддерживающих принятые технические регламенты.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.