Отказ от увеличения финансирования работ по геологоразведке может обернуться кризисом для российских компаний
Результаты исследования «Перспективы развития нефтяной геологоразведки в России», проведенного компанией «Эрнст энд Янг», свидетельствуют о том, что самостоятельно российским компаниям вряд ли удастся решить задачу поддержания стабильного уровня нефтедобычи в течение последующих 30 лет. При этом самым верным критерием является, пожалуй, необходимость вложения многих миллиардов долларов в проекты с большим уровнем риска. Только инвестируя в значительное количество таких проектов, можно сохранить положительный профиль рисков компаний. Однако это потребует от предприятий превысить возможные пределы затрат на геологоразведку, нарушив нынешний баланс распределения расходов на разработку, геологоразведку и приобретения активов.
«В центре нашего отчета – нефтяная отрасль, поскольку это направление геологоразведки более актуально для сырьевых компаний России по сравнению с добычей газа»,- говорит, Алексей Кондрашов, партнер, руководитель Московского нефтегазового центра и международной практики налоговых услуг для предприятий нефтегазового сектора.
Российские нефтегазовые компании до недавнего времени не испытывали острой необходимости в активном проведении геологоразведочных работ ввиду значительного потенциала существующих месторождений. Согласно международным стандартам, крупнейшие российские добывающие компании обеспечены запасами в среднем на 20 лет. При этом крупнейшие международные нефтегазовые компании могут позволить себе добычу на текущем уровне без прироста запасов в течение 13 лет. Детальный анализ данных показывает, что до 2025 года российские компании будут разрабатывать существующие и перспективные месторождения. Однако после этого периода, исходя из текущего уровня геологоразведочных работ, они, скорее всего, столкнутся с проблемой восполнения запасов.
Добыча нефти (млн. тонн)
Для сохранения добычи нефти после 2030 года на уровне 500 млн. тонн необходимо увеличить инвестиции в геологоразведочные работы (ГРР). На основе оценки совокупного бюджета российских нефтедобытчиков на проведение ГРР мы делаем вывод о том, что без привлечения финансирования из-за рубежа отрасли не обойтись. Сделки с финансированием на стадии ГРР имеют огромный потенциал, хотя их применение может ограничить доходность в долгосрочной перспективе.
По мнению Алексея Кондрашова очевидно, что для долгосрочного и поступательного развития нефтяной отрасли России, генерирующей более половины доходов бюджета, необходимо увеличить вложения в геологоразведочные работы. «Текущие экономические условия, а именно, высокие цены на нефть, наличие у российских компаний доказанных запасов, недостаточность собственных средств и неэффективность налогообложения обуславливают низкий уровень инвестиций в геологоразведку. Сейчас компаниям и государственным органам следует комплексно подойти к решению проблем, сдерживающим инвестиции в ГРР», - отмечает Алексей Кондрашов.
Андрей Кобзев, директор Московского нефтегазового центра компании «Эрнст энд Янг», отмечает: «В России назрела необходимость проведения более активной и масштабной геологоразведки, в том числе и на континентальном шельфе. Наши расчеты показывают, что для сохранения после 2030 года объема добычи нефти на нынешнем уровне, затраты на геологоразведку следует увеличить более чем в три раза. Однако имеется ряд проблем законодательного, политического и налогового характера, препятствующих привлечению иностранного капитала. Успех в этой сфере будет определяться не только многозначными цифрами капиталовложений, но и, прежде всего, обеспечением коммерческой добычи нефти».
Затраты на ГРР\всего инвестиций
(среднее значение за три предыдущих года, %)
«Как показывает опыт, для получения немедленной добычи одних лишь инвестиций в проведение геологоразведочных работ явно недостаточно», - говорит Алексей Лоза, партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям нефтегазовой отрасли СНГ компании «Эрнст энд Янг». – «Требуются масштабные капиталовложения в инфраструктуру и время на оценочное бурение, чтобы выбрать ту форму обустройства месторождения, которая принесет наибольшую добавленную стоимость. И здесь очень важно понимать, сколько времени компании потребуется для добычи первой нефти с момента начала ГРР».
В настоящее время с момента открытия месторождения до начала добычи проходит восемь - девять лет. Российские компании могут считаться рекордсменами, поскольку добиваются коммерческой эксплуатации месторождений уже через пять-семь лет. Однако это характерно для проектов на суше, работа же на шельфе может быть связана со значительным увеличением сроков разработки месторождений. Мы предполагаем, что коммерческая добыча на российском шельфе начнется лишь после 2024 года.
Объем добычи нефти в результате новых ГРР – проектов
(прогноз, млн. тонн)
На российском шельфе открыто 20 крупных морских нефтегазоносных провинций и бассейнов, 10 из которых — с доказанной нефтегазоносностью. Крупнейшие российские компании нацелены на создание совместных предприятий, которые займутся геологоразведкой и освоением Арктического шельфа России, изученного неравномерно. В западной его части находится основное число локализованных ресурсов углеводородов — около 94% от их общего количества. При этом в восточной части, на континентальном склоне и в глубоководных районах Арктики преобладают ресурсы углеводородов, параметры которых описываются по большей части на уровне прогнозов и предположений. Также не стоит недооценивать потенциал Черного и Азовского морей.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.