Владимир Зарудный: Нужно заново создавать машиностроение

Что следует предпринять, чтобы Россия осталась прогрессивной индустриальной державой и сохранила собственный машиностроительный потенциал? Об этом в эксклюзивном интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал председатель Комитета по тяжелому машиностроению Союза машиностроителей России, генеральный директор Электростальского завода тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) Владимир Зарудный.

- Владимир Семенович, нужны ли машиностроению меры господдержки?

- Повышение тарифов этого года уже ударило так, что никто из машиностроителей практически не работает с рентабельностью. Кто-то в ноль, кто-то — в минус, кто-то вообще «горит». Плюс повышение социальных налогов. На 40% увеличилась налоговая нагрузка с начала этого года. В таких условиях без господдержки, без специальных программ не восстановить машиностроение, особенно тяжелое. Фактически станкостроительная и инструментальная промышленность умерла. Тяжелое машиностроение в глубочайшем кризисе. Энергетическое еще более или менее дышит, но темп, с которым развивается любое западное энергетическое машиностроение, все равно с годами даст тот продукт, который будет гораздо эффективнее, если мы не будем заниматься наукой, разработкой технологий и совершенствовать наши производственные мощности…

Сегодня технологическое поколение — 8—10 лет. То есть мы должны обновлять производство каждые десять лет как минимум, а мы не обновляли уже многие-многие десятилетия и, естественно, становимся без поддержки неконкурентоспособными. Должна быть поддержка внутренняя инвестиционная, должны быть кредиты. Они не должны быть бесплатными, но они должны выдаваться под 3—5% максимум. Если хотим получить другую эффективность и нормальное возрождение промышленности, машиностроения, надо чтобы государство дало возможность под серьезные программы кредитоваться в госбанках под низкие проценты, под залоги или под выкуп акций (сегодня машиностроение в основном частное). Есть единственный пример, когда в реконструкцию Объединенных машиностроительных заводов Газпромбанк, владеющий контрольным пакетом ОМЗ, вложит $1 млрд. Но двумя заводами (Ижорский завод и Уралмаш) отрасль не поднять. Это не программа, которая спасет все наше машиностроение.

Остальные машиностроительные предприятия не имеют таких финансовых ресурсов. Нет подобного акционера. Но если механизм включения серьезных структур в машиностроительные предприятия, в спасение отрасли может работать (по примеру Газпромбанка), то почему нет? Мы готовы продать серьезные пакеты акций, вплоть до контрольных, чтобы построить новое машиностроение на существующих технологических площадках и с помощью тех трудовых ресурсов, которые еще есть.

Второе направление поддержки — те 5% предприятий, которые могут еще поставлять на экспорт продукцию. Им нужны государственные гарантии. Так весь мир работает. Обидно, когда выигрываешь технический тендер, но проигрываешь конкурс финансовый. Наши конкуренты приходят с финансированием, а у нас какие возможности? Мы так однажды потеряли контракт на €250 млн — серьезное вливание денег в экономику России. Этот механизм необходимо заставить работать.

- Перечисленные меры поддержки в Стратегии развития тяжелого машиностроения до 2020 г. отображены?
- Концепция согласована с Минфином, с Минэкономразвитием, с Минпромторгом России, ее созданием занимался Союз машиностроителей России вместе с Международным союзом машиностроителей «Металлургмаш», все предприятия принимали участие, научно-исследовательские институты. Стратегию разрабатывали несколько лет, долго обсуждали (подробнее о стратегии см. статью "Тяжелая это работа" в №5 МСС. - прим. ред.). Хороший документ получился, но пока он принят на уровне министерств. Его еще должно утвердить правительство. Правительство его не утвердило, хотя речь идет о поручении премьер-министра 2008 г. о создании такой стратегии. Стратегия развития энергетического машиностроения принята, а по тяжелому машиностроению пока вопрос открытый. Соответственно все те меры, которые в стратегии прописаны, не работают. Мы хотим, чтобы они работали, но механизм не запущен.

О чем машиностроители говорили на встрече с банкирами в ВЭБе, об экспортных возможностях машиностроительных предприятий и о том, выживет ли в принципе российский машиностроительный комплекс читайте полную версию интервью в журнале "Металлоснабжение и сбыт" №6.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 567

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter