В России понятие «специалист по GR» безгранично
Одной из особенностей взаимодействия бизнеса и власти в России стало создание в крупных корпорациях профильных департаментов, специализирующихся на GR (Government Relations), то есть деятельности по связям с органами государственной власти. Июльский выпуск журнала "Металлоснабжение и сбыт" представляет «Рейтинг наиболее эффективных GR-специалистов – 2011 в сфере металлургии». Его сопровождает ряд интервью с лауреатами рейтинга - наиболее эффективными лоббистами, по мнению сообщества.
GR-деятельность следует рассматривать в качестве альтернативы подковерному решению вопросов в прошлом. В этом убежден директор по внешним связям и руководитель московского представительства Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Антон Базулев, давший интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт».
- Антон, чем отличаются функционал и компетенции современного GR-специалиста?
- В России понятие «специалист по GR» не имеет четких границ. Оно как-то вытеснило более привычное для иностранцев слово «лоббист», то есть человек, который защищает интересы определенной группы лиц, аргументированно отстаивает их позицию. Именно лоббисты помогают бизнесу отстаивать свои интересы во многих цивилизованных странах мира. И, по-моему, нам не надо изобретать велосипед, а следует рассматривать цивилизованный лоббизм, аргументированную дискуссию с госчиновниками и парламентариями как альтернативу подковерному решению вопросов прошлого.
- Какие проблемы существуют сейчас во взаимоотношениях металлургического бизнеса и власти?
- Металлургия в последние годы испытывает возрастающее давление. Это и растущие издержки производства: тарифы, услуги монополий, сырьевые ресурсы дорожают, тогда как цены на металл растут и падают в соответствии с тенденциями мирового рынка.
При этом в отрасли идет активный инвестиционный процесс: только НЛМК за последние десять лет инвестировал более $8 млрд в свое развитие. В этой ситуации снижение издержек, прозрачность и простота регулирующего воздействия государства приобретают ключевое значение. И наши усилия сегодня направлены на выработку предложений по снижению излишнего, на наш взгляд, административного давления, разумному упрощению процедур.
Можно выделить такие сферы, как промышленная безопасность, оборот металлолома, экологическое регулирование. В настоящее время мы объединяем усилия всей отрасли для решения этих и других вопросов. Так эффективнее выстраивать цивилизованный диалог с регуляторами.
- Какие совместные решения последнего времени бизнеса и государства в сфере металлургии можно назвать успешными, послужившими на благо и металлургии, и государству?
- Можно назвать отмену взимания НДС при обороте лома черных и цветных металлов в 2009 г., которая абсолютно логична с точки зрения и металлургов, и чиновников. Это позволило значительно снизить распространение «серых» схем в подотрасли и упростило оборот вторсырья.
- Как бизнес оценивает качество нынешнего государственного управления? Что может повысить его уровень?
- В правительственных кругах тоже идут модернизация и обновление. Туда приходят новые кадры, уже на среднем уровне руководства многих министерств и ведомств — люди, выросшие и получившие образование в новом российском обществе. Это очень позитивный процесс. Чиновникам новой формации легче воспринимать политические посылы руководства страны, претворять их в жизнь. Им понятна логика обновления.
А уровень госуправления повысит постоянная работа по модернизации его регулятивных основ, приближение их к лучшим мировым практикам. Процесс идет во многих сферах пока тяжело, но для того мы и работаем в отрасли, чтобы «раскачивать лодку».
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.