Роман Троценко: Все, что мы хотели приобрести ценного в России и вокруг нее, мы приобрели
О планах развития ОСК президент ОСК Роман Троценко рассказал в интервью специальному корреспонденту РБК daily ИГОРЮ ПЫЛАЕВУ.
— Федеральный бюджет на перевооружение закладывает немыслимую сумму — 20 трлн руб. Сколько из этих денег может прийтись на ОСК?
— Мы знаем, что на заказы для Военно-морского флота всегда приходилось около 30% средств, выделяемых бюджетом в рамках гособоронзаказа. ОСК занимает около 60% рынка строительства военных судов. Вот и считайте, на какой объем средств мы можем рассчитывать.
— Около 4 трлн руб.?
— Наверное, мы можем рассчитывать на 15—17% от 20 трлн руб. Но они неравномерно распределены по годам. В любом случае это огромное достижение, которое позволит сформировать новый облик Военно-морского флота на десятилетия вперед. Сейчас ситуация здесь просто удручающая. Почти все корабли не выполнили регламентных ремонтов. Такая ситуация и по подводному, и по надводному флотам. И это очень плохо.
— Министерство обороны не раз критиковало генеральных подрядчиков за срывы сроков поставки вооружения, в том числе корветов. Что вы намерены делать для сокращения задержек по сдаче объектов?
— У нас на этот год стоит несколько крупных сдач. В первую очередь это три новые атомные подводные лодки (сейчас они находятся в море на испытаниях). В последний раз такое было лет двадцать назад. То есть такого объема производства, который мы сейчас имеем в судостроении, не было 22 года. Это приводит к массе сложностей. Некоторые вещи нужно заново учить делать. Часть оборудования состарилась и амортизирована, и приходится покупать его заново. Это сложнейшая работа, но мы стараемся.
МСФО и приватизация
— Изменились ли сроки частичной приватизации ОСК?
— Нет. Продажа блокпакета компании состоится не ранее 2013 года. С нашей точки зрения, это разумный подход. К слову, 2011 год будет первым годом аудированной отчетности по МСФО. Соответственно, для IPO такая отчетность нужна как минимум за три года…
— Какие планы у компании на следующий год?
— Запуск новой верфи на Дальнем Востоке в городе Большой Камень. Это самая крупная индустриальная верфь Приморья. В этой части наш основной конкурент — Китай. Китайцы вышли на первое место по объему судостроения и объему заказов. Наша задача — не отдать российский рынок китайским производителям. Это первое.
Второе: мы планируем приступить к строительству верфи в Котлине на территории Кронштадта. Это будет самая большая верфь крупногабаритного гражданского судостроения.
В-третьих, предстоящая сдача крейсера «Адмирал Горшков». Для нас это чрезвычайно важное событие. Кстати, напомню, что по уходящему году у нас ключевое событие — сдача стратегических атомных подводных лодок четвертого поколения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».
— Планируете ли вы в 2012 году увеличивать свою долю в капитале других российских судостроительных предприятий, а также приобретать иностранные верфи и заводы?
— У нас нет задачи консолидировать отрасль на 100%. Наши конкуренты находятся не в России. По военному кораблестроению мы конкурируем с Европой, а по гражданскому судостроению — с Китаем. Поэтому каждый раз, принимая решение о консолидации, мы исходим из того, как это влияет на нашу себестоимость, какой продукт это нам даст, какую компетенцию мы получим?
Все, что мы хотели приобрести более-менее ценного в России и вокруг нее, мы приобрели. Мы хотели получить площадку на Каспии — приобрели группу «Каспийская энергия». У нас был интерес иметь сборочную площадку для технологически сложных проектов — мы приобрели Хельсинкскую судоверфь (в формате СП с компанией STX). В кризис нам удалось собрать в ОСК целый ряд предприятий без существенных затрат со стороны государства. Каких-то дополнительных планов приобретений у нас нет. Теперь все, что нам будет нужно, придется строить с нуля.
— Как вы оцениваете законопроект «О мерах по поддержке российского судостроения», который на днях был принят Госдумой в третьем чтении?
— Этот закон позволяет улучшить себестоимость для судоходных компаний по новому флоту примерно на 20%. В результате судовладельцы смогут существенно пересмотреть бизнес-планы окупаемости судов. Сейчас закладывается 25-летний срок окупаемости судна. Новый закон позволит судам окупаться за семь-восемь лет, что предполагает и более сжатые сроки обновления флотов. На вопрос, сколько стоит этот закон, отвечу: благодаря ему в стране будет построена тысяча судов. Сейчас средняя стоимость коммерческого судна (в России это в основном малый и среднетоннажный флот) составляет 15 млн долл. Итого за восемь-девять лет получаем 15 млрд долл. Сложно найти закон, который может дать такое количество работы, создать столько рабочих мест и, по сути, вытащить отрасль. Это огромные деньги и хороший шанс для модернизации нашего судостроения.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.