Законодательная база в сфере железнодорожных перевозок нуждается в обновлении
По мнению Александра Колодко, заместителя руководителя аппарата Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации, железнодорожный транспорт успешно выполняет все планы, поставленные перед ним компаниями. Об этом он рассказал на конференции, прошедшей в рамках 17-й Международной выставки "Металл-Экспо 2011" "Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов РФ", организатором которой выступила компания MAXConference.
Общий рабочий парк на сегодняшний день составляет 891,3 тыс. единиц, что более чем на 10% больше 2010 года. За 9 мес. 2011 было перевезено более 920 млн т. грузов (+3% к аналогичному периоду прошлого года). При этом РЖД отмечает ухудшение качества эксплуатационной работы в ж/д сети. В частности, уровень порожнего пробега составил 40,2%, участковая скорость упала на 3,8 км/ч, а показатель доставки груза в срок упал почти на 6%.
Очень большой резонанс в последнее время получила массовая неудовлетворенность грузовладельцев обеспечением универсальным составом. В отношении горно-металлургического сектора естественно, что в первую очередь это недовольство связано с обеспечением полувагонами.
В настоящий момент в сети железных дорог используется 450 тыс. полувагонов. Для сравнения: с начала текущего года парк вырос на 40 тыс. шт., а если сравнивать с 2007 г., то рост составил 124 тыс. шт. По экспертным оценкам, этого объема вполне достаточно не только чтобы освоить существующий объем перевозимых грузов, но и заметно его увеличить в будущем при условии, что будут проведены меры по оптимизации существующих перевозочных процессов.
"Для нормального функционирования системы железнодорожных перевозок необходимо наладить баланс основных системообразующих компонентов на рынке. В первую очередь это касается решения вопросов, связанных с правовой базой, с тарифами и ценообразованием, со структурой управления", - рассказал в своем докладе Александр Колодко.
В настоящее время основу законодательной базы в сфере железнодорожного транспорта составляют 10 федеральных законов. Основные из них – ФЗ «О железнодорожном транспорте РФ», «Устав железнодорожного транспорта РФ» и ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Все эти законы были приняты в период начала 2003 года и по содержанию соответствуют состоянию ж/д транспорта тому периоду, когда он находился фактически в первой стадии реформирования.
"К сожалению, действующий пакет законодательных актов не может обеспечить адекватное функционирование системы ж/д транспорта, потому что он не соответствует реальному состоянию отрасли", - отметил г-н Колодко.
Основные задачи, стоящие перед железнодорожным рынком сегодня:
-
Развитие рынка грузовых перевозок на ж/д транспорте, создание условий и образование в дальнейшем независимых перевозчиков.
-
Развитие операторской деятельности и рынка пассажирских перевозок.
-
Создание условий для образования независимых пассажирских компаний.
-
Развитие рынка ремонтных и сервисных услуг.
-
Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
"Сейчас становится очевидным, что по мере реализации этих задач по реформированию отрасли, законодательную базу требуется пересмотреть и привести в соответствие к текущим рыночным требованиям. С 2006 г. началась работа по подготовке новых редакций федеральных законов. Но пока ни один из законопроектов не внесен в Государственную Думу, хотя работа над ними началась при Государственной Думе 4-го созыва, продолжалась на всем протяжении работы Думы 5-го созыва. Хочется надеяться, что 6-й созыв, наконец, поставит точку в этом вопросе, и мы получим нормальные законы, на основании которых будет функционировать ж/д транспорт", - сказал г-н Колодко.
Параллельно с реформированием законодательной базы необходима разработка четких критериев для оценки итогов проводимых мероприятий и эффективности реформирования отрасли.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.