Приватный парк вагонов: изменение конфигурации рынка перевозок

"Для горно-металлургической отрасли железнодорожные перевозки, по сути, являются продолжением технологической цепочки. Здесь по существу наблюдается 100%-я зависимость и отсутствие каких-либо альтернатив ж/д транспорту. Даже если эти альтернативы и существуют, то они минимальны и малозначительны, поэтому работа ж/д сферы для горной металлургии крайне важна и актуальна», - отметил в своем докладе на конференции, посвященной перевозкам металлургических грузов Александр Сапронов, генеральный директор Независимой транспортной компании (НЛМК).

Важнейшим событием 2011 г. стала продажа пакета Первой грузовой компании (75% минус 2 акции) на аукционе 28 октября. Приватизация ПГК позволила привлечь инвестиции в железнодорожную отрасль, которых сейчас остро не хватает, что поможет решить ряд очень серьезных инфраструктурных проблем, существующих в настоящее время. Еще один положительный фактор, связанный с продажей пакета – рыночный. После продажи должно произойти серьезное усиление конкуренции, которое окажет стабилизирующее влияние на рынок в целом. Приватизация парка ПГК освободила от существенного инвестиционного бремени ОАО «РЖД» и позволила направить ресурсы на решение других проблемных вопросов. Еще одним положительным фактором стало появление возможности выбора у грузоотправителей.

Новости по теме

Важнейшим текущим вопросом, стоящим перед частными операторами, сегодня является следующий: насколько эффективно используется накопленный операторский потенциал? На долю 10 операторских компаний (собственников) приходится 75% грузовых вагонов – произошел процесс консолидации. Тем не менее, пока говорить об эффективном использовании этого парка пока не приходится из-за ряда организационных, правовых и структурных проблем в отрасли. Таким образом, при текущей конфигурации железнодорожного рынка, существует большой потенциал для роста эффективности грузоперевозок.

"Вагоны сегодня перемещаются хаотично. Вопрос: разве заводы, рудники, порты изменили свои географические места дислокации? По существу процесс перемещения составов между точками погрузки и выгрузки остался тем же. Тогда в чем заключается проблема снижения эффективности? Существует ряд факторов, мешающих реализации этого потенциала", отметил г-н Сапронов.

Необходима адаптация технологий управления перевозочным процессом к изменившейся структуре собственности на вагонный парк. Операторское сообщество должно идти впереди остальных участников в инициативах по реформированию этого рынка, потому что оно несет ответственность за инвестиции, направленные на приобретение подвижного состава. Это миллиарды долларов и сотни миллиардов рублей. Проблема заключается в том, что среда, в которой работают приобретенные активы, к сожалению, осталась прежней – она была создана при плановой экономике.

Часто упоминаемый тезис «дефицит подвижного состава» как правило трактуется неверно, так как вагонов достаточно. Речь идет о дефиците, созданном искусственно из-за неэффективного управления системой железнодорожных перевозок. В частности Александр Сапронов отметил необходимость решения следующих проблем:

  • Маршрутизация порожнего подвижного состава. Этот момент является ключевым и его необходимо рассматривать, как совпадение интересов грузоотправителей и РЖД. Отлаживание системы маршрутизации позволяет существенно снизить издержки операторов, а для РДЖ - упорядочить перемещения вагонов.

  • Обновление функций сортировочных станций. Они также были созданы по технологии инвентарного парка МПС при плановой системе экономики и не позволяют эффективно обслуживать парк в текущих реалиях.

  • Закрепление новых функций грузовладельцев. Новая структура собственности на подвижной состав требует от грузовладельцев выполнения новых функций. Соответственно есть необходимость консолидации через специально приглашенную операторскую компанию, которая будет этим подвижным составом управлять.

  • Организация перевозок для малого и среднего бизнеса. Острая проблема, жалобы на которую приходят со всей страны. В крупных компаниях есть подразделения, занимающиеся планированием и организацией перевозок относительно небольших объемов (например, лома). У небольших компаний этого нет, а сторонние операторы ориентируются на крупный бизнес.

  • Изменение системы фирменного транспортного обслуживания. Данная система пронизывает всю страну и в ней заложен колоссальный потенциал. Ее функционирование постепенно меняется под текущую структуру рынка, но в целом, содержание работы остается прежним и не отвечает сегодняшнему дню в полной мере.

Таким образом, основные проблемы лежат в организационной и технологической сфере. Их разрешение позволит устранить искусственно созданный дефицит подвижного состава и существенно повысить эффективность обслуживания горно-металлургических компаний в области железнодорожных перевозок.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 874

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter