Техрегламенты , Минпромторг | 25 ноября 2011 г. | 00:39

Таможенный союз – новые возможности интеграции и внедрения инновационных решений

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимир Саламатов провел круглый стол «Техническое регулирование – инструмент интеграции» в рамках Международной конференции «Единое экономическое пространство 2020»

Инструменты технического регулирования должны представлять взаимосвязанную систему с отлаженной работой всех ее составляющих.

Какие это инструменты?

1. Первый из них – технический регламент. В технических регламентах устанавливается минимально необходимый уровень обязательных требований к продукции, обеспечивающих безопасность людей и окружающей среды. При этом технические регламенты не содержат способы достижения установленных обязательных требований, чтобы не ограничивать производителя в выборе технологии производства или применяемой конструкции. Технические регламенты не должны создавать препятствий на пути модернизации продукции и инноваций. Кроме того, в технических регламентах устанавливаются формы и схемы оценки (подтверждения) соответствия продукции установленным требованиям, устанавливаются правила маркирования продукции знаком соответствия и т.д.

Новости по теме

2. Стандарты – инструмент технического регулирования, закрепляющий на основе консенсуса членов технического комитета (или в отношении предстандарта – на основе простого большинства голосов его членов) достигнутый уровень технологий. Стандарты применяются добровольно, однако часть этих нормативных документов содержит методы и правила проведения исследований, испытаний, отбора образцов для целей подтверждения соответствия. Применение других стандартов является достаточным доказательством выполнения требований технического регламента. Таким образом, стандарты представляют высокую ценность, особенно когда они описывают наиболее передовые технологии, когда они постоянно обновляются и в их разработке участвует самый широкий круг заинтересованных лиц.

3. Государство берет на себя реализацию очень важной функции по организации системы подтверждения соответствия продукции установленным в технических регламентах требованиям. Инструментом этой деятельности является аккредитация участников оценки

(подтверждения) соответствия. Непосредственно работы по оценке (подтверждению) соответствия выполняют аккредитованные органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры). При этом законодательно установлена невозможность совмещения деятельности по аккредитации и подтверждению соответствия. В рамках процедур оценки (подтверждения) соответствия бизнес структуры осуществляют контроль продукции и подтверждают возможность вывод ее на рынок. Только та продукция, которая соответствует установленным требованиям, допускается на рынок с выдачей сертификата соответствия или регистрацией декларации о соответствии. В некоторых случаях, если это предусмотрено техническим регламентом, документом, позволяющим вывести продукцию на рынок, является свидетельство о ее государственной регистрации.

4. Установление ответственности - очень важный инструмент в руках государства.

Государственная Дума приняла новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»). В этой редакции Закона впервые очень четко определены виды правонарушений в области технического регулирования и виды административного наказания в соответствии с тяжестью нарушений. Кроме того, в новой редакции Закона зафиксирована повышенная ответственность за декларирование соответствия.

Это позволило существенно сократить перечень продукции, подлежащей сертификации и расширить перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Максимальная планка ответственности установлена теперь в размере одного миллиона рублей, что в 40 раз превышает ранее установленный максимальный уровень штрафа.

5. Для контроля и надзора за обращаемой на рынке продукцией государство определяет органы государственного контроля (надзора). Они обязаны в ходе своей деятельности выявлять случаи несоответствия продукции установленным в технических регламентах требованиям, обеспечивать применение установленных законных действий в отношении как продукции, так и участников рынка, передавать информацию об опасной продукции в информационную систему раннего предупреждения о такой продукции, предпринимаемых действиях.

6. Информационная система раннего предупреждения об опасной продукции требует создания в рамках Таможенного союза (аналог европейской системы RAPEX). В Европейском союзе RAPEX – это система быстрого предупреждения потребителей о появлении на рынке опасных товаров (за исключением пищевых продуктов, лекарственных препаратов и химических веществ, для которых действуют особые системы). Данная система позволяет быстро обмениваться необходимой информацией между государствами-членами ЕС и Европейской комиссией и предпринимать действия по предупреждению реализации или использования продукции, представляющей риск для потребителей. При этом система фиксирует меры, принятые в отношении опасной продукции, как по распоряжению уполномоченных органов контроля, так и меры, принятые на добровольной основе производителями и дистрибьюторами такой продукции.

Европейская комиссия каждую пятницу на официальном сайте публикует еженедельный обзор уведомлений о выявленной опасной продукции. Обзор предоставляет полную информацию о продукте, возможных рисках, а также меры, принятые страной-заявителем (страной, в которой были обнаружена опасная продукция) в отношении данного вида продукта.

Для формирования эффективной системы технического регулирования усилий только государства недостаточно. Необходима активность бизнеса (рис. 6): при обсуждении и подготовке к принятию технических регламентов, разработке стандартов, проведению работ по подтверждению соответствия. При этом следует отметить, что для стимулирования постоянного обновления ассортимента, повышения конкурентоспособности продукции, активизации справедливой конкуренции необходима работа систем добровольной сертификации, уделяющих внимание качеству и конкурентоспособности продукции. Кроме того, важным инструментом дополнительного контроля за продукцией, обращающейся на рынке, является работа обществ защиты прав потребителей, уделяющих, в числе прочего, внимание безопасности и качеству продукции, предлагаемой приобретателям. Таким образом, эффективность системы технического регулирования определяется эффективностью взаимодействия государства, бизнеса и общества.

Очень важную роль играет работа экспертного совета по техническому регулированию и стандартизации, сформированного при Минпромторге России. Активность участников совета – представителей РСПП, Опоры России, других общественных организаций бизнеса, ассоциаций производителей различных видов продукции – привела к возникновению реальной возможности влиять на принимаемые решения, не только на этапе проводимой Минэкономразвития России оценки регулирующего воздействия, но и на этапе окончательного формирования текстов проектов технических регламентов Таможенного союза.

Результатом такого взаимодействия явилось очень важное событие - 15 июля с.г. Комиссия Таможенного союза приняла два важных решения:

1) приняты первые единые регламенты для трех стран;

2) утверждено изображение и положение о применении единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза – знака евразийского соответствия.

Эти факты сами по себе очень значимы, так как началось практическая реализация подписанного 18 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге «Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации». Напомню, что указанное Соглашение направлено на формирование единого технического регулирования без возможности применения дополнительных требований к продукции и процедурам оценки ее соответствия на национальном уровне.

Национальные Правительства в рамках Соглашения передали функции по принятию технических регламентов на уровень межгосударственного, а в ближайшей перспективе наднационального органа – Комиссии Таможенного союза. Таким образом, 15 июля 2011 года Комиссия Таможенного союза впервые реализовала право принятия следующих технических регламентов: «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» и «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта».

Решением комиссии Таможенного союза № 711 от 15 июля 2011 года утвержден знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (рис. 1). Изображение этого знака было отобрано по результатам конкурса, организованного Минпромторгом России при поддержке Госстандарта Республики Беларусь и Комитета по техническому регулированию Республики Казахстан. Конкурс был объявлен 24 декабря 2010 года. 24 конкурсанта представили на рассмотрение 68 проектов графического изображения знака обращения продукции. Все работы были размещены на официальном сайте Минпромторга России. Победителем по итогам конкурса стал Максим Десятых. Автор изображения безвозмездно передал Комиссии Таможенного союза все авторские права на произведение.

Рис. 1 "Единый знак обращения продукции на рынке Таможенного союза – знак Евразийского соответствия"

Указанным знаком будет маркироваться продукция, прошедшая процедуры оценки (подтверждения) соответствия техническому(им) регламенту(ам) Таможенного союза и выпущенная в соответствии с установленными процедурами в обращение на рынке Таможенного союза.

25.11.2010 г. в статье для немецкой газеты «Зюддойче Цайтунг» Владимир Путин высказался за «создание гармоничного сообщества от Лиссабона до Владивостока. А в будущем – возможно, и зоны свободной торговли и даже более продвинутых форм экономической интеграции», тем самым фактически сформулировав цель – создание единого рынка со странами Европейского Союза. Реализация этой цели, в том числе, требует проведения необходимого сравнения знаков ЕАС и СЕ.

Если проводить сравнение знаков ЕАС и СЕ, то наиболее точным, с математической точки зрения, будет достижение соотносимости этих знаков (рис.2).

Рис.2 "Стратегическая цель технического регулирования"

С учетом стратегической цели формирования единого рынка со странами Европейского Союза можно выразить стратегическую цель формируемой системы технического регулирования Таможенного союза как достижение соотносимости знаков ЕАС и СЕ. Одновременно следует сформулировать и другую стратегическую цель – это расширение зоны действия знака ЕАС на территории постсоветского пространства. Есть ли предпосылки для достижения этих стратегических целей?

Здесь был употреблен термин соотносимости по той причине, что поставить знак тождества или равенства нельзя. В Российской Федерации, как и на всем постсоветском пространстве, имеются свои географические, технологические и прочие особенности. Учет этих особенностей в технических регламентах, стандартах и так далее полностью соответствует принципам Соглашения Всемирной Торговой Организации по техническим барьерам в торговле.

В качестве модели при формировании системы технического регулирования Таможенного союза была выбрана модель Европейского Союза. Хотя будет не правильно ставить знак равенства между этими системами. У стран постсоветского пространства в техническом регулировании много общего. Исходя из этого, в Таможенном союзе идет процесс формирования единой системы с отказом от возможности установления национальных дополнительных требований к продукции и установления процедур подтверждения соответствия.

Технические регламенты Таможенного союза в своем большинстве соответствуют Новому подходу Европейского союза. Ряд регламентов будут соответствовать Старому европейскому подходу, то есть содержать четкие допустимые уровни параметров безопасности. Некоторые регламенты будут совмещать оба подхода (рис. 3).

Рис.3 "Принципы формирования нормативной базы в Таможенном союзе"

Применяемые подходы заключаются в том, что, во-первых, государство должно четко определить те требования, которые обеспечивают безопасность продукции, но ни в коем случае не навязывать производителю конкретные конструкторские и технологические решения по их реализации. Такой подход обеспечивает возможность инновационного процесса. Во-вторых, и это очень важно с точки зрения нашей системы технического регулирования, мы ориентируемся на лучшие международные, региональные стандарты. Сегодня в целом ряде технических комитетов в рамках международной системы по стандартизации ISO и Международной электротехнической комиссии, во многих американских технических комитетах, где разрабатываются стандарты, присутствуют и активно работают россияне. Поэтому можно говорить, что и международные стандарты сегодня отражают, в том числе, технологический дух и подход нашего российского производителя.

Что же было выбрано в качестве основы для нашего технического регулирования? Таким «краеугольным камнем» стали межгосударственные стандарты, которые доступны для любой страны на постсоветском пространстве (рис.4).

Рис.4 "Основа технических регламентов Таможенного союза – ГОСТы"

На рисунке представлены флаги 11 государств-участников СНГ. Именно эти страны и Грузия представлены в Межгосударственном совете по стандартизации СНГ. Принимая в качестве документов в области стандартизации, используемых для целей подтверждения соответствия техническим регламентам Таможенного союза, региональные стандарты - ГОСТы, гармонизированные с международными и лучшими стандартами других государств, фактически создается платформа для возможности присоединения к системе Технического регулирования и других государств постсоветского пространства - наших торговых и экономических партнеров.

Строится Таможенный союз, который должен иметь свою регламентацию, свои технические регламенты. Со своими партнерами по Таможенному союзу: Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, мы поделили эту работу, и Российская Федерация взяла на себя разработку 24 технических регламентов из 47 первоочередных. Но и нашим коллегам досталась не малая часть этой работы.

В настоящий момент Комиссией Таможенного союза принято значительное число технических регламентов. Среди них: «О безопасности упаковки»; «О безопасности низковольтного оборудования»; «О безопасности парфюмерно-косметической продукции»; «О безопасности пиротехнических изделий»; «О безопасности игрушек»; «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности автомобильных дорог»; «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и мазутам»; «О безопасности лифтов».

В начале июля мы вели широкую дискуссию с представителями бизнеса о том как сделать технические регламенты новыми нормами, которые с какого-то момента должны начинать жестко действовать. Как сделать так, чтобы этот переходный период был наиболее адаптирован к особенностям, к потребностям российской и международной промышленности?

Мы договорились и ввели достаточно продолжительный переходный период (рис.5). При этом документы о подтверждении соответствия, оформленные до опубликования решения Комиссии Таможенного союза о принятии технического регламента (точка А), применяются до окончания срока их действия. Те документы, которые выданы по национальному законодательству после даты А до вступления в силу технического регламента (точка В), применяются до даты С. Дата С определяется решением Комиссии Таможенного союза при утверждении технического регламента и, как правило, будет установлена через 18 месяцев после вступления технического регламента в силу.

Рис.5 "Переходный период от национального к единому техническому регулированию"

Одновременно определен и минимальный срок вступления регламента в силу – шесть месяцев после опубликования решения о его принятии (рис.6).

Рис. 6 "Вступление в силу технических регламентов Таможенного союза"

При этом учтен и вопрос, связанный с маркировкой продукции. Указанный переходный период позволяет производителям перейти на новые виды упаковки и не создает проблем для бизнеса.

Одновременно с этим, конечно, принимая технические регламенты, мы очень детально анализировали структуру потребительского рынка (рис. 7).

Рис.7 "Распределение по группам продукции потребительского рынка"

На основании этих данных сформирована стратегия разработки технических регламентов на ближайший период. Мы составили для себя календарный план по принятию технических регламентов до конца 2011 года, и, конечно, наиболее важным, с нашей точки зрения, является технический регламент «О безопасности пищевой продукции», под действие которого попадает примерно половина всего продуктового ряда. Сегодня у нас есть две тактические возможности для того, чтобы попытаться сделать рынок постсоветского пространства единым рынком со свободным обращением безопасных и качественных товаров. Первый вариант – совершенствовать те механизмы, которые сегодня уже созданы. Второй вариант – пытаться создать систему технического регулирования Таможенного союза как высококачественный и привлекательный продукт, который будет востребован государствами СНГ.

Обширная законодательная база создана сегодня и на уровне СНГ, на уровне ЕврАзЭС, и на уровне Таможенного союза, что позволяет принимать серьезные решения с точки зрения упрощения процедур обращения продукции на рынке.

«Соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия» СНГ позволяет нам исключить повторные испытания при подтверждении соответствия. Мы доверяем лабораториям в других странах СНГ и при прохождении процедур подтверждения соответствия продукции российским требованиям не повторяем тех испытаний, которые уже были проведены в других странах СНГ. Но вся эта законодательная база не позволяет устранить технические барьеры во взаимной торговле. Это связано с тем, что на постсоветском пространстве при близости норм, процедур, стандартов они отличаются. Значит, технические барьеры существуют. Что позволит их устранить?

При устранении технических барьеров в торговле барьеров производитель в любом государстве СНГ, проведя работы по подтверждению соответствия, сможет промаркировать продукцию знаком евразийского соответствия (рис. 8).

Рис.8 "Уровни интеграции в рамках технического регулирования"

Конечно, такой вариант требует серьезного законодательного обеспечения. Первые технические регламенты Таможенного союза стали новым продуктом, более совершенным, чем их национальные аналоги.

Во-первых, технический регламент таможенного союза - это документ прямого действия, который содержит в себе все требования к продукции, а также процедуры подтверждения соответствия продукции этим требованиям, для вывода продукции на рынок.

Во-вторых, мы сделали так, что все стандарты, которые используются для подтверждения соответствия, будут межгосударственными стандартами СНГ – ГОСТ.

Мы смогли использовать опыт РФ, когда в национальное законодательство были введены технические регламенты Республики Казахстан как норма, которая действует на альтернативной основе, и столкнулись со сложностью. Во многих случаях технические регламенты Казахстана имеют отсылочные нормы к национальному законодательству в области санитарии, ветеринарии и т.д. И внести эти нормы в Российскоезаконодательство, конечно, было невозможно. Поэтому подход к разработке технических регламентов Таможенного союза мы изменили и четко предусмотрели возможность любой страны мира взять технический регламент Таможенного союза и ввести в свое законодательство (рис. 9).

Рис.9 "Основания для применения технических регламентов Таможенного союза государствами-участницами СНГ, не входящими в Таможенный союз"

И тогда производители могли бы ставить знак подтверждения соответствия техническим регламентам Таможенного союза. Конечно, эта идея вполне реализуемая. И мы сегодня разработали принципы, правила и возможности применения технических регламентов Таможенного союза в других государствах СНГ для целей их включения в единую систему технического регулирования.

Я подробнее остановлюсь на двух из них. Первый принцип: должен быть прямой взаимный экономический интерес. Например, одно из государств СНГ не член Таможенного союза производит железнодорожные вагоны или оборудование для подвижного состава и хочет, чтобы они применялись в единой системе железных дорог 1520. Очевидно, что их производителям будет интересно и выгодно выпускать продукцию по требованиям РФ и Таможенного союза, что позволит этой продукции обращаться на конкурентном рынке РФ, Белоруссии и Казахстана. Второй - использование принципов и правил Всемирной Торговой Организации – транспарентности, недискриминации, недопущения излишних барьеров в торговле, т.е. принципов, обеспечивающих свободное обращение качественных и безопасных товаров.

Гармонизируя нормы и правила с Европейским Союзом, формируя действенную систему технического регулирования с правильно функционирующими ее элементами, мы фактически создаем для отечественных производителей условия упрощения экспорта продукции на территорию 28 стран Европы. Это и есть фундамент создания свободной торговли от Петропавловска-Камчатского до Лиссабона.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 587

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter