В Национальной Металлургической Академии Украины обсудили возможности производства хда

На заседании научного семинара кафедры "Термическая обработка металлов" Национальной Металлургической Академии Украины, состоявшемся в середине января 2012 г. с.н.с. А.Ивченко сделал доклад на тему "Холоднодеформированный арматурный прокат класса прочности В600С в мотках. Возможности производства". Кроме преподавателей и сотрудников кафедры на семинаре присутствовали представители предприятий – потенциальных производителей холоднодеформированного арматурного проката (ХДАП) и потребителей.

Как отмечено в докладе, в течение 2009-11 гг. в России активно продвигается проект под названием "Новая универсальная свариваемая арматурная сталь класса А600С повышенной пластичности", что подтверждается рядом публикаций и выступлений на научных конференциях и конгрессах заведующего лабораторией арматуры НИИЖБ С.А. Мадатяна. Данное событие знаменательно тем, что повторно подымается актуальная тема, обеспечивающая значительную экономию стали в строительстве (экономия металла за счет применения А600С взамен А400С составляет до 30%, взамен А500С до 19%). Так как проект финансируется ведущим российским металлургическим холдингом (ОАО Северсталь), заинтересованным в массовом сбыте новой продукции, то есть основания надеяться, что арматурный прокат (АП) класса А600С со временем будет широко применяться в строительстве. Однако для успешного продвижения свариваемого АП класса прочности 600 МПа необходимо иметь полный набор типоразмеров профилей арматуры, в том числе и в мотках.

Рассматривая современное производство АП по видам и классам прочности, следует отметить, что он производится диаметром от 4,0 до 50,0 мм. При этом есть сортамент, который производится только в мотках (4-6 мм) или только в стержнях (18 и более). АП диаметром 8-16 мм производится и в мотках и в стержнях. В настоящее время АП в стержнях производится преимущественно класса прочности А500С, а класса А600С изготавливается только на ОАО «Северсталь» в стержнях диаметром 10-40 мм из стали марки 20Г2СФБА (дополнительное легирование ванадием и ниобием). АП в мотках производится в основном класса А400С, за исключением продукции предприятия НЛМК-сорт (А500С). Учитывая, что доля потребляемого в строительстве АП в сортаменте диаметром от 4,0 до 16,0 мм составляет около 60%, то с точки зрения докладчика следует ожидать увеличения производства и потребления АП в мотках этого сортамента. АП класса прочности 600МПа в мотках на данный момент не производится.

Преимущества использования арматурного проката в мотках:
? устраняет зависимость от возможностей металлургов поставлять АП нужной длины;
? позволяет экономить до 5% металла за счет рационального раскроя без потерь на обрезь;
? позволяет изготавливать длинномерные ЖБИ, с использованием современных технологий;
? дает возможность изготавливать арматурные элементы, сетки, каркасы и другие изделия на автоматизированных линиях.

Целью представленной в докладе работы являлась разработка технологии и оценка возможности производства арматурного проката класса прочности 600 МПа в мотках. На базе результатов ранее выполненных НИР предложена комбинированная технология получения ХДАП в мотках путем дополнительной холодной пластической деформации низколегированной катанки рядового состава, предварительно упрочненной на металлургическом переделе. Проведены опыты по получению исходной катанки (на ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог») и готовой продукции – ХДАП класса В600С в мотках (на ЗАО «КМЗ»). Изготовлены и испытаны сварные соединения (дуговая и контактная сварка) образцов диаметром 10 мм. Показано, что ХДАП, произведенный по предложенной технологии обладает свойствами превосходящими уровень требований ряда НД и в т.ч. СТО АСЧМ 7-93 для А600С и ONORM B4707 для В600А:
? предел текучести и временное сопротивление более 600 и 740 Н/мм2, а относительные удлинения d5 и dр более 12 и 2,5% соответственно;
? полное относительное удлинение при максимальной нагрузке более 3%;
? отношение sв/s0,2 более 1,08;
? временное сопротивление сварных соединений более 700 Н/мм2.

Показана возможность промышленного производства ХДАП класса В600С в мотках из катанки низколегированной стали типа Ст3Гсп (пс) с использованием ранее разработанного оборудования по патенту РФ на ПМ №90719 «Линия для изготовления холоднодеформированного арматурного проката периодического профиля в мотках».

По сути доклада, выступлениям, замечаниям и предложениям при его обсуждении было решено:
1. Отметить, что на кафедре термической обработки металлов НМетАУ разработана новая технология производства высокопрочного холодно- деформированного арматурного проката в мотках класса В600С, обеспечивающая в частности стабильное получение необходимой пластичности высокопрочной арматуры.
2. Для максимальной эффективности использования высокопрочного холоднодеформированного арматурного проката в строительных конструкциях и других изделиях необходимо:
2.1. Конкретизировать сферы его практического использования с максимальной реализацией получаемого комплекса свойств.
2.2. Существенно увеличить информированность соответствующих организаций и предприятий в Украине об:
? эффективности использования высокопрочного холоднодеформированного арматурного проката в строительстве и других областях в принципе и практике ее использования за рубежом;
? существующих возможностях производства высокопрочного холоднодеформированного арматурного проката в Украине.
2.3. В первом полугодии 2012 г. подготовить и провести на базе предприятия ПАО «Днепрометиз» (г. Днепропетровск) научно-практический семинар на тему: «Технологические основы получения высокопрочной холоднодеформированной арматуры и перспективы ее производства и использования в Украине» с привлечением представителей соответствующих предприятий – производителей и потребителей арматуры, научно-технических и проектных организаций.

Источник: НМетАУ
Просмотров: 698

Комментарии

  • Как актуально аж жуть)))))))))))))

    • С благодарностью примем пояснения относительно слова "жуть" с тринадцатью скобочками.
      Возможно это степень жути или ... Можно писать прямо на e-mail: armst_2000@mail.ru

      • 0
      • Александр Ивченко
      • 25 января 2012 г.   13:22
      • ответить
    • За десять дней пояснений относительно "... аж жуть" не последовало. Наверное количество скобочек соответствует степени "Умник".

      • 0
      • Александр Ивченко
      • 05 февраля 2012 г.   16:01
      • ответить
  • По мне, так основная проблема- в востребованности такого вида продукции. Как ненапрягаемый прокат он уже не нужен, а как напрягаемый- еще не нужен. Впрочем, я больше металлург, а не строитель. Хотелось бы услышать мнение последних по этому вопросу.

    • Нет, но класс АIV или АтIV (A600) присутствует в стандартах ГОСТ 5781 и ГОСТ 10884, другое дело что на западе в основном используется А240С - для монтажных петель и закладных, А500С - основная рабочая ненапрягаемая арматура, А800 - напрягаемая арматура. Там нет 5-6 классов арматуры. Почему бы на постсоветском пространстве не использовать В600? Особенно для специфических изделий с напрягаемой арматурой.

      • Класс Ат-IVс действительно есть, но даже в советские времена его производили очень мало по сравнению с классами А-III и Ат-V. Дело в том, что при переходе к напрягаемой арматуре часть прочности металла "уходит" на это самое предварительное напряжение. Поэтому, чтобы использовать в самой конструкции, скажем, 600 Н/мм2 надо иметь арматуру, способную выдержать, допустим, 800 Н/мм2. (Я не строитель, поэтому цифры беру с потолка.) Если мы будем использовать класс А600 как предварительно напряженный, то 200 Н/мм2 уйдет "на напряг", а работать будет 400 Н/мм2. Так ведь у нас уже есть прокат, способный выдержать 500 Н/мм2. Вот тут собака и порылась.
        Но я повторяю, что не являюсь специалистом-железобетонщиком. И очень бы хотел услышать их авторитетное мнение.

        • Авторитетного мнения от железобетонщиков пока нет, но появился патент на ПМ «ЗАБИВНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ СВАЯ» (№112912, опубликован 27.01.2012 г.), отличающаяся тем, что арматурный каркас выполнен сварным и содержит в качестве продольной арматуры стержни диаметром 8-25 мм, выполненные из стали класса А600С с пределом текучести не менее 600 Н/мм2.

          • 0
          • Александр Ивченко
          • 30 января 2012 г.   15:30
          • ответить
  • Если много денег можно сделать и следующий шаг-А650, А700 и т.д. А вот куда и как применить- это вопрос.

    • В первой части комментария Вы заблуждаетесь. Те, у кого много денег проектируют ЖБК (монолитное строительство) с 200...300 кг арматуры А240...А500 на 1 куб.метр и там арматуры столько, что невозможно залить бетон (дайте адрес пришлю фото). Применение арматуры класса прочности 600 МПа позволит на 20-35% снизить расход стали. Тем более, что различие в цене арматуры А500С и А600С (В600С) незначительное.
      Но вы абсолютно правы задавая вопрос - "А вот куда и как применить?" новый вид арматуры.

      • 0
      • Александр Ивченко
      • 26 января 2012 г.   13:58
      • ответить
    • Я так понимаю, А650 и А700 никто не будет делать с позиций унификации классов. Даже с точки зрения Еврокода 2 арматурная сталь должна иметь предел текучести от 400 до 600 МПа (п. 3.2.2). Сюда как раз попадают и А400, BSt420, B460A(B) и А500 (наиболее распространенный класс), а также B600 - например по австрийским нормам. Различие в экономии материала (стали), а тут уже зависит больше от проектировщиков. Например, как собираются вначале перевести (т.е. адаптировать) существующие Еврокоды. Можно для простоты выбросить этот пункт :) И не смущать такой консервативный народ :)

  • Как несведующий в данном вопросе, но уважающий докладчика, дилетант, позволю себе пару вопросов: 1. Насколько "новая комбинированная технология" влияет на стоимость проката?; 2. По сварным соединениям: имеется ввиду именно дуговая, или сварка в среде инертных газов? (Первое для "бунтовых" диаметров хоть и порой допустимо, но не совсем целесообразно); 3. Испытывали ли Вы её на усталостную прочность и сопротивляемость сейсмическим нагрузкам?

    Дальше моё личное мнение идёт/

    В качестве преднапрягаемой арматура таких диаметров неэффективна априори ни в каких ж/б конструкция. / Александр Васильевич, Вы сами моего мнения просили, оно таково, либо мы забудем напрочь В500С, перейдя на В600С, либо бунтовая 600 диаметрами 6-12 мм будет эффективна в сталефибробетонных конструкциях в качестве конструктивной. Вот там будет экономия, СНИПы любые вводят коэффициенты по надёжности, и там, хоть углепластик влепи, нельзя конструктивно с 4 стержней перейти на 3,5. Есть отдельные конструкции, в которых 600 малых диаметров приведёт к экономии, но о революции говорить не приходится. Как-то так.

    • Уважаемый коллега! 1. "Новая комбинированная технология" существенно не повлияет на стоимость проката и цена В600С в мотках будет ниже, чем А600С на «Северстали». 2. Свариваемость оценивали путем испытания на растяжение соединений, выполненных дуговой и контактной сваркой (сварка в среде инертных газов не применялась). Все стыки разрушались по «основному металлу». 3. Исследований на усталостную прочность не проводили. Методикой испытаний на «сопротивляемость сейсмическим нагрузкам» не владеем.
      Благодарим за подсказки относительно перспективы применения ХДАП В600С. Акцентируя внимание на возможностях производства В600С в мотках, не ставили цели революционных прорывов, т.к. большинство проектировщиков знают только арматуру класса А-Ш из стали 35ГС и будут использовать ее в своих проектах до конца жизни. Просто хотелось показать возможности современного оборудования и новых технологий.
      С тезисом о невозможности применения В600С в качестве преднапрягаемой арматуры не согласны. Известны случаи применения проката А500С диаметром 14 мм вместо стержней диаметром 12 мм в опорах (ЖБ столбах) в качестве преднапрягаемой арматуры. Известна методика фирмы «Югстрой» (г. Волгоград) по использованию арматуры класса А-Ш в качестве напрягаемой, не говоря об арматуре класса А-Шв с пределом текучести 540 Н/мм2. Так, почему ХДАП класса В600С с пределом текучести более 600 Н/мм2 диаметром 12…16 мм не возможно применять в преднапряженных ЖБК???

      • 0
      • Александр Ивченко
      • 27 января 2012 г.   10:33
      • ответить
    • Я так понимаю, сейсмостойкой является арматура с высокой работой разрушения, значительным деформационным упрочнением в пластической области, с высокой вязкостью разрушения, устойчивая к наличию поверхностных концентраторов (надрезов, прижогов)? Потому что в известных мне литературных источниках к сейсмостойкой относят арматуру с высокой пластичностью (категории C и D по современным международным стандартам). Как таковой процедуры проверки сейсмостойкости нет. Даже динамические испытания не проводят. Или я ошибаюсь?

    • Сварка вообще очень интересный вопрос. Если просмотреть требования отечественных и зарубежных НД к выбору типу сварки, определения возможности сварки - то выяснится, что с точки зрения зарубежных НД отечественные стали типа 35ГС, Ст5сп вообще считаются несвариваемыми. И как в СССР благополучно строили - непонятно :))

      На сегодняшний день очень интересными выглядят требования отечественных стандартов ГОСТ 14098 и ГОСТ 10922, ссылающиеся на марки стали, которые серьезно изменились. Почему никто не обращает внимания на то, что современные арматурные стали содержат гораздо меньше кремния и марганца, чем во времена СССР? И на то, что современные мини-заводы плавят сталь с большим количеством постоянных примесей типа меди, никеля, хрома? И если в РФ хотя бы есть РТМ на сварку арматуры, то в Украине, например, никто особо не переживает по этому поводу... Но это так, вспомнилось...

      Короче говоря, если сквозная технология производства ХДАП будет учитывать особенности переработки, в том числе и сварки необходимым способом - ванная сварка для него неприменима, например, в принципе, то проблем быть не должно. Варят же в Германии ХДАП В500 электродуговой сваркой в среде защитного газа, что запрещено ГОСТ 14098.

  • Возможно арматурный прокат класса 600 МПа, как напрягаемый - еще не нужен. Остается только ждать. Примером может служить ситуация с арматурой А500С. Когда вся Европа перешла на этот класс все дружно кинулись догонять. Особенно производители арматуры, т.к. их А400С европейцы не покупали. Спустя 25 лет ждем примера от других более умных. Судя по тому, что на иностранных ресурсах (http://www.metalinfo.com.cn/zg/zgDetail.do?ids=147457&dbVal=0) распространяется информация по данной теме, то недалек час, когда Китай станет образцом применения арматуры класса В600С.

  • ЧП "Донспецстрой" г. Донецк, Украина закуплио прокатный стан GCR EURODRAW SpA, Италия и готовится к производству ХДА диаметрами от 7 до 12 мм. В ближайших планах разработка ТУ на ХДА В600 или В650 в заваисимости от результатов испытаний. Основным преимуществом ХДА видим возможности замены ГКА на ХДА меньшего диаметра. Приглашаем к сотрудничеству проектировщиков и строителей в Украинге и России. Если удастся гарантировано получать мех свойства - геометрические размеры сможем обеспечить по ГОСТ Р 52544, DIN 488 и ДСТУ 10080

    Ждем заявок на zms_dn@mail.ru

    • 1
    • Сергей Вильдяйкин
    • 06 февраля 2012 г.   09:41
    • ответить
  • Извините коллеги, интересная беседа. А о чем? Я , кажется, опоздал.

    Постараюсь конкретно, но в догонку.

    Александру Васильевичу.

    По комбинированной технологии. Такая технология в России известна (хотя и в других странах тоже) и она была опробована на Белорецком металлургическом комбинате в 2002г.(патент РФ 2222612, см. описание). Вы также были участником применения такой технологии на ООО «Русский Дом Качества», по моему, в 2005-2006 г.г., правда, с неудачным подкатом с Криворожского металлургического комбината.

    Да, наверное, это самая приемлемая технология для такой прочности. Теоретически. Но как показал опыт работы БМК и РДК даже при производстве класса А500С по СТО АСЧМ 7-93 в такой технологии очень много «подводных камней». Всего вместе на двух предприятиях по комбинированной технологии было изготовлено чуть более 1000 тн. В РФ по этой технологии защищена кандидатская диссертация (одна). Реальный опыт есть.

    Поэтому Вам, думаю, нужно было говорить в сообщении о Вашей оценке возможностей изготовления именно такой –то (пусть В600С или любой другой в будущем) стали с помощью комбинированной технологии , а не о другом.

    Теперь о главном . Тема класса 600 (как она сейчас трансформируется), для России, Украины, Беларуси и т.д. на мой взгляд не актуальна. Оговорюсь, пока. История: сначала был получен прокат (причины и условия получения не обсуждаются), а затем все начали заниматься вопросом ,куда же ее «пристроить». То есть все наоборот. Эта история повторяется.

    Возможности получения такого класса в горячем состоянии (ГОСТ 5781-82 и СТО АСЧМ 7-93) были давно. Срок для квалифицированного введения в строительство (более20 лет) согласитесь, солидный. С 1993 года или чуть раньше Магнитогорский метизно- металлургический завод и Череповецкий сталепрокатный завод технологически и нормативно были готовы выпускать такой класс и в холодном состоянии (Вр 600). Практически, с теми же свойствами, что сегодня предлагаете Вы. Тоже солидный срок внедрения. Что же сегодня такое изменилось?

    К сожалению, мало что. Мы сегодня не можем знать, что положительного мы имеем, например, от класса А500С(я сюда же отнесу и В500С). Не декларативно, а практически. Какова же экономия металла, что мы выиграли? Кто сегодня может похвастаться наличием, а главное применением при проектировании, например, модуля GEN3dim (может в чем-то и ошибусь), обеспечивающего расчет жбк конструкций по Еврокодам.? Да, дорого. Да, нужна квалификация. В отсутствие того, другого и третьего, мы (РФ, РУ, РБ уж точно ) в основном продолжаем армировать жбк по минимальному проценту армирования (здесь Вы правы, Александр Васильевич). Статистика: 71-75% для жилых зданий 14-19 этажей и около 60% для малоэтажных общественных зданий . Может не везде, но это факт. Зачем здесь нужен класс 500,600 и т.д?

    Далее. Не обсуждая здесь тему А600С из стали 20Г2СФБА (см. журнал Бюллетень Черметинформация. Черная металлургия, №1, 2012 г. ), кратко выскажусь по В600С.

    Такая прочность при такой пластичности (Agt

    • Виктор Александрович, не следует Вам выбирать столь неудачный псевдоним будучи ведущим российским специалистом по производству ХДАП класса В500С. Благодарен Вам, что откликнулись и оставили содержательный комментарий. Надеюсь увидеть продолжение, невзирая на то, что новость скоро уйдет с первой страницы сайта "МСиС".
      Ваш комментарий наряду с актуальными акцентами содержит и ряд спорных суждений, главный из который относительно предлагаемой комбинированной технологии. Как можно противопоставлять, разработанную Вами технологию по патенту №2222612 (Способ производства арматурной стали периодического профиля, включающий холодную деформацию горячекатаной заготовки с одновременным нанесением периодического профиля, отличающийся тем, что используют горячекатаную заготовку ...) данной, если в предлагаемой использую не горячекатаную, а ТМУ заготовку со всеми вытекающими последствиями.

      • 0
      • Александр Ивченко
      • 07 февраля 2012 г.   11:35
      • ответить
  • Продолжение

    Такая прочность при такой пластичности (Agt

  • Александр Васильевич!

    Прежде всего благодарю за взвешенную реакцию на (может быть) несколько жесткие мои комментарии. К сожалению, я впервые в своей жизни принял участие в такой публичной дискуссии, и, не зная всех тонкостей формата, оказался "зажатым" в объеме информации. У меня половина просто не вошла.

    Мне также импонирует то, что Вы отслеживаете все комментарии по своей публикации в предложенном провайдером формате.

    У меня предложение, сузить формат общения до диалога, я готов профессионально пообщаться со специалистом, у меня есть чисто научные комментарии, готов поделиться и обсудить. Предложите формат, Вы, как я понял, значительно больше (относительно, скажем меня) сведомленны в коммуникационных тонкостях И-нета.

    С уважением, Виктор Александрович.

    • 0
    • Виктор Александровичвич
    • 07 февраля 2012 г.   20:23
    • ответить
    • Виктор Александрович, разместите "Продолжение" в новом окошке (ниже) или пришлите мне прямо на e-mail: armst_2000@mail.ru.
      Ваше предложение, сузить формат общения до диалога, принимается. Я также готов профессионально обсудить перспективы производства и применения ХДАП.

      • 0
      • Александр Ивченко
      • 08 февраля 2012 г.   11:26
      • ответить

Все комментарии (21)


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter