Олег Чернов: «Воплощаем всё, что задумываем»

О том, как удается удерживать баланс, каких результатов Балтийской металлургической компании удалось достигнуть по итогам 2011 года и какие вершины впереди, ответил журналу БМК «Жизнь в металле» председатель совета директоров компании Олег Николаевиче Чернов.

- Каковы основные итоги деятельности вашей компании в 2011 г.? Насколько этот год был для компании благоприятным?
- Сравнивая с предыдущими годами, отмечу, что 2011 год для БМК выдался насыщенным на события. И не может не радовать тот факт, что нам удалось воплотить в жизнь все свои планы, в том числе и самые амбициозные. Возможность осуществить задуманное выдалась благодаря четкой инвестиционной программе. В ее рамках было реализовано расширение парка производственного оборудования и обновление автопарка. Запущены линии по производству просечно-вытяжного листа, металлочерепицы и линии продольно-поперечной резки, а также обновлен парк оборудования по металлообработке. Наш автопарк пополнился тягачами, приобретена автовышка, а сотрудников на работу теперь доставляют на новых комфортабельных автобусах. Общий объем инвестиций в 2011 году составил 2.400.000 евро.

Активно в 2011 году велось строительство двух наших основных объектов: Филиала на Окружной и Нового склада 27 000 кв.м. на нашей основной территории. О темпах строительства можно судить по тому, что строительные работы Гипермаркета металла были возобновлены в конце 2010 года, а сегодня уже готовы корпуса склада на 27 000 кв.м.! Работать в том же темпе будем и в новом 2012 году, все структурные подразделения к этому готовы, поскольку уверены в перспективности данных проектов.

По итогам 2011 года был значительно увеличен ассортимент предлагаемого клиентам товара. Вырос и объем продаж - на 33% по сравнению с 2010 годом. Причем объемы продаж частникам росли более быстрыми темпами, чем оптовым покупателям. Для нас не имеет значение сумма заказа, но мы сделаем всё, чтобы покупатели возвращались к нам снова и снова.
Наши усилия уже не первый год отмечены в конкурсах Российского Союза Поставщиков Металлопродукции. В 2011 году свою копилку мы пополнили такими наградами, как «Лучшая металлобаза Северо-Запада» и «Лучший сервисный металлоцентр» в номинации «За самый большой ассортимент». Деятельность БМК попала в «десятку» ведущих российских производителей и поставщиков металла как «Лучший поставщик широкого сортамента проката, труб и метизов из черных и цветных металлов России» в разделе «Универсальный поставщик», причем дважды: и в первом и во втором полугодиях 2011 года.

Помимо этого прошедший год принес нам ещё 2 победы: наш журнал «Жизнь в металле» признан лучшим корпоративным изданием среди металлургических компаний. А по результатам ПРОФИ-ИТОГИ года мы получили номинацию «Бренд Года». К слову, своему бренду на рынке региона мы уделяем большое внимание. Именно поэтому в 2012-й год мы вошли обновленными, существенно скорректировали слоган и логотип компании.

Также в этом году руководители нашего Холдинга не только посетили несколько профессиональных выставок и конференций, но и встречали гостей у себя. В июле нас посетили лучшие металлурги страны – участники Бизнес-конференции «Сервисные металлоцентры по обработки металла в строительной отрасли Северо-Западного региона», которая была организована нами совместно с РСПМ.

- Есть ли признаки кризиса на российском рынке металлов? Если да, то какие? Если нет, то будет ли, на ваш взгляд, в этом году рост потребления металлопроката со стороны российских потребителей?

- Я думаю, что нынешняя ситуация на рынках достаточно непростая. Мы видим, как лихорадит рынки Европы и Азии, но мировое потребление металлопродукции в 2011 году, которое тем не менее увеличилось на 11 %, говорит о том, что рынок еще жив и не собирается умирать.

Сейчас вскрываются очередные проблемы при кредитовании многих предприятий строительной отрасли (более жесткие требования к заемщикам и увеличение процентных ставок). Я думаю, что вопрос этот временный, и те, кто пережил ненастья 1998 и 2008 года, уже приобрели иммунитет к подобным ситуациям.

Не могу говорить об оценке и перспективе российского рынка в целом, но БМК со своей стороны планирует увеличить объем реализации в Калининградской области на очередные 33% за счет расширения своего географического присутствия, увеличения доли рынка, «проходимости» складов. Ставка делается и на расширение сопутствующего номенклатурного перечня товаров, т.е. на уклон в сторону ритейла и логистики. В целом же рост потребления на нашем рынке увеличится в 2012 году не более, чем на 10%. Дополнительно, есть несколько федеральных проектов – таких как БАЭС, очистные сооружения и т.д., которые, безусловно, помогут стимулировать рост потребления металлопродукции в нашем регионе.

- Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация на российском рынке металлов в период строительного сезона-2012? Как будут изменяться цены на рынке в краткосрочном периоде (февраль, март, апрель)?
- Полагаю, что никто не задается вопросом, что будет с ценами до марта включительно, они вырастут в среднем до 10%, и это уже почти свершившийся факт. Вопрос в том, что будет потом?
Не секрет, что многие из нас научились получать спекулятивную прибыль, при росте цен - увеличивать остатки и сокращать дебиторку, при снижении, все наоборот.
На мой взгляд, повторится ситуация как в 2010 и 2011 году - после марта начнется коррекция, потом летом очередные небольшие «качели» и - последующая коррекция к концу года.

- Какова программа действий вашей компании на 2012 г. с точки зрения закупок, продаж, запасов, оптимизации издержек, развития бизнеса, диверсификации деятельности? Планируете ли вы расширение сортамента поставляемой продукции? Внедрение новых услуг? Новых видов деятельности?
- Увеличивать закупки товара будем при увеличении цен и снижать их при снижении цен. Я думаю, что многие из моих коллег-руководителей трейдеров используют данную схему работы, как возможность повысить прибыльность продаж и во многих компаниях есть аналитические отделы, которые прогнозируют развитие ситуации на 3-4 месяца вперед. Такая тактика привела нас к тому, что весь год мы работали с положительными финансовым результатом, хотя маржинальный доход от продаж, редко был выше 10%.

В общем 2012 год мы планируем таким же насыщенным по всем направлениям. Одной из первостепенных задач является формирование и поддержание ЛУЧШЕГО в отрасли уровня обслуживания клиентов. Качественный сервис с учетом анализа, постоянно проводимого мониторинга, пожеланий и потребностей клиентов – таковы наши приоритеты.

Безусловно, работу на имидж поддержит увеличение ассортимента продукции. В этом году откроем направление по нержавеющему прокату, расширим ассортимент конструкционных кругов, труб большого диаметра. Так что не найти чего-то в БМК в скором времени будет просто нереально.

Планируем расширение и географии работы Холдинга, укрепляя позиция, выпускаемой Холдингом продукции на Российском рынке и выходя на новый для нас рынок - рынок ЕС. В связи с этим БМК не упускает из вида вопросы качества производственных процессов и выпускаемой продукции. В 2012 году планируется перевод всех производственных подразделений на работу по системе менеджмента качества ISO 9001. Грядет и внедрение новых IT-технологий, способствующих переходу на качественно новый уровень в работе с клиентами (CRM, быстрота обслуживания, информативность), в организации электронных торгов металлом, а также автоматизации процессов складского учета.

Инвестиционная программа на 2012 год составляет 4.610.085 Евро, из них на строительство отведено – 3.131.995 Евро, на подключение дополнительных электрических мощностей – 477.850 Евро, на приобретение оборудования – 1.000.240 Евро.

В строительную часть инвестиционной программы входит завершение строительных работ по Окружной и Дзержинского. Новое оборудование будет приобретено для отдела металлообработки, лаборатории контроля качества и автотранспортного подразделения.

Пожалуй, самыми ожидаемыми событиями 2012 года станут открытие Филиала Компании на Окружной 13.000 кв.м. крытых площадей, и нового складского комплекса (май-июнь 2012 года) и запуск крупнейшего крытого склада 27.000 кв.м в Прибалтике (ноябрь-декабрь 2012 г.), что позволит нам укрепить свои позиции на рынках металлопродукции СНГ и ближайших соседей из Евросоюза.

- Что предлагает ваша компания для повышения лояльности потребителей, для привлечения новых клиентов?

- Сейчас основная задача заключается не в том, чтобы привлекать новых клиентов, а в том, чтобы удерживать «старых», увеличивать частоту контактов и закрывать на 100% текущие их потребности. Все пожелания и предложения собираются и анализируются компанией в течение всего года.

Так, учитывая пожелания клиентов, в 2012 году будет введен в эксплуатацию филиал на Окружной. Это станет дополнительным удобством в работе для клиентов западной части города и области, будет увеличена скорость обработки автомобилей с 1 часа до 40 минут, т.е. время обслуживания клиента от заезда его на территорию до выезда не должна превышать 40 минут.

Вторым важным направление станет подготовка к новому строительному сезону 2012 года. Уже к марту 2012 года склад Балтийской Металлургической Компании будет укомплектован 20 000 тн. металлопроката различного ассортимента, что даст возможность бесперебойного снабжения и сделает ценовое предложение самым интересным.

Кроме того, с прошлого года мы возьмем все самое лучшее в сфере скидок и акций. То, что интересно нашим клиентам, будет культивировать и совершенствовать. Не останутся без внимания, как постоянные наши клиенты, так и частные лица. Дополнительно планируется развивать и участвовать в кобрендинговых проектах с нашими клиентами-партнерами.

Ещё одним стимулом для развития наших отношений с постоянными партнёрами выступит наша инвестиционная программа - каждый из наших постоянных клиентов может участвовать со своей продукцией в реализации наших строительных объектов.

- Как вы прогнозируете развития событий на оптовом рынке металлов в России в связи со вступлением в ВТО? Есть ли в этом угроза для работы российских металлоторговых компаний?

- За последние 15 лет в мире треть антидемпинговых расследований пришлось на металлургический сектор. Против России в настоящее время принимаются меры во многих странах мира. Мы же, в свою очередь, также ведем борьбу за свой рынок и пытаемся не допустить демпинга на своей территории, ведь в 50-60 % от поданных заявлений российские металлурги достигают успеха. Именно поэтому я считаю, что вступление России в ВТО улучшит эффективность применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, поскольку она станет полноправным членом арбитража ВТО.

В перспективе же, после вступления в организацию, появится возможность доступа к финансовым механизмам и увеличению металлопотребления. Однако скорых перемен ожидать не следует, т.к. нам предстоит достаточно затяжной переходный период, к тому же металлоторговые компании рассматриваются отдельно от странового фактора.

Хочется отметить тот факт, что нашим производителям придется уровнять свои внутренние и экспортные цены, последние бывают дешевле, более чем на 100 USD. Думаю, что прибыльность внутреннего рынка для Российских производителей уменьшится, и необходимо будет искать дополнительные источники прибыли, выход на конечного потребителя, продукты с высокой добавленной стоимостью, металлосервис и т.д.

Я не говорю, станут цены дешевле или дороже, тут все зависит от мирового рынка, но то, что тренд внутренних цен будет приближаться к экспортным ценам – это факт.

- В целом с какими угрозами, на ваш взгляд, придется столкнуться трейдерам в 2012 г.?

- Главная угроза для нас – снижение платёжеспособного спроса у наших потребителей. Безусловно, что все региональные трейдеры, в большей или меньшей степени, столкнутся с усилением давления со стороны торговых домов производителей и сетевых компаний (хотя в меньшей степени). Для выживания региональным игрокам необходимо использовать различные тактики: не только специализацию по категориям и создавать дополнительные конкурентные преимущества, но и диверсифицировать свой бизнес.

Лично я вижу 4 пути выживания: выход на новый рынок, расширение номенклатуры и количества предоставляемых услуг, увеличение масштабов вертикальной интеграции в отрасль и развитие логистических услуг – как способ повышения прибыльности компании. В стратегической перспективе - угрозы связаны со вступление России в ВТО. Здесь возможны несколько региональных сценариев, в том числе и ускорение консолидации на металлургическом рынке.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 221

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter