Перспективы строительства и эксплуатации футбольных стадионов
КПМГ опубликовала результаты исследования, посвященного роли стадионов в переменном успехе получения клубами разной выручки за игровые дни.
В исследовании раскрывается потенциал России с точки зрения подготовки футбольной инфраструктуры к чемпионату мира 2018 года. «Большая пятерка» европейских футбольных лиг может расшириться за счет России, если эта страна возьмет на вооружение современные методы строительства и эксплуатации стадионов. КПМГ приводит анализ тенденций в сфере строительства и эксплуатации стадионов, а также показателей разных клубов, и указывает на имеющиеся у них коммерческие возможности.
За последние два десятилетия в Европе футбол стал одним из важнейших видов бизнеса. В течение сезонов 2009/2010 на европейском футбольном рынке наблюдался умеренный рост, при этом, несмотря на снижение прибыли, ведущие клубы получили выручку в размере более 11 млрд евро.
Футбольный рынок является концентрированным: немногим более 10% клубов получают почти 70% совокупной выручки европейских команд, играющих в высших дивизионах. Кроме того, примерно 80% клубов, выручка которых составляет более 50 млн евро, играют в так называемой «Большой пятерке» лиг Англии, Франции, Германии, Италии и Испании. И это неслучайно, ведь это пять крупнейших стран Европейского Союза, характеризующихся наиболее высокой платежеспособностью потребителей.
Футбольные клубы получают операционную выручку из трех основных источников:
выручка за игровые дни: билеты на домашние матчи, сезонные абонементы, места премиум-класса и т.п.;
выручка от продажи прав на телетрансляции: сделки по продаже прав на телетрансляции заключаются централизованно через УЕФА, по контрактам лиг, с принадлежащими клубам телеканалами и т.п.;
другие источники: спонсорство, торговля, лицензирование и т.п.
Более пятой части выручки клубов из «Большой пятерки» лиг — это выручка за игровые дни. Однако самую большую долю выручки (46%) эти клубы получали по договорам на продажу прав на телетрансляции и еще треть выручки — из других источников. Доля выручки от проведения матчей у западноевропейских клубов, не играющих в «Большой пятерке» лиг, еще выше, что говорит о большом значении и потенциале этого источника доходов. Однако выручка клубов из Восточной Европы распределяется по-другому. Из-за невысоких показателей посещаемости, нехватки современных стадионов и относительно недорогих билетов доля выручки за игровые дни в общем объеме выручки этих клубов зачастую намного ниже (менее 10%).
Чтобы добиться значительного увеличения выручки за игровые дни, необходимо тщательно продумать размеры стадиона, его конструкцию и соотношение различных видов мест с учетом рыночных требований, а также разработать эффективную стратегию ценообразования. Хотя спортивные и финансовые результаты клубов неразрывно связаны, использование стадиона — это контролируемый фактор, который может изменить долгосрочную динамику и, соответственно, направление развития клуба.
Анализ выручки, получаемой за один матч (далее — выручка за матч), показывает, что указанная разница в значительной мере объясняется формой собственности (государственная/муниципальная или частная) на стадион, различиями в международной популярности клубов и лиг, их спортивными результатами, а также размером, возрастом, дизайном и конструкцией стадиона и услугами, предлагаемыми на стадионе.
Сравнение выручки, получаемой ведущими европейскими клубами за игровые дни, показывает, что находящиеся в частной собственности стадионы по большей части опережают по этому показателю государственные или муниципальные стадионы. Отчасти это объясняется тем, что включенные в выборку стадионы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, как правило, были построены очень давно, тогда как некоторые из частных стадионов были открыты только недавно, и в ходе их проектирования и строительства большое значение придавалось именно получению выручки.
В исследовании КПМГ также были проанализированы результаты сравнения ведущих клубов с точки зрения показателя выручки за место. Этот показатель позволяет определить, сколько денег клубам приносит одно место на стадионе за один день независимо от того, проходят ли в конкретный день какие-либо матчи.
Подобная информация позволяет оценить эффективность стадиона с точки зрения получения выручки и наполняемости. Ранжирование ведущих клубов по этому показателю приводит практически к тем же результатам, что и стандартное ранжирование по годовой выручке за игровые дни, за несколькими примечательными исключениями. Так, «Челси» и «Ювентус» поднялись на несколько позиций вверх, что обусловлено относительно небольшими размерами их стадионов.
Сравнение международных данных по вместимости, посещаемости и наполняемости стадионов позволяет выявить некоторые интересные факты, указывающие на проблемы и возможности, связанные с конструктивными особенностями стадионов. Сравнительный анализ данных об эксплуатации стадионов высшими футбольными лигами различных европейских стран дает любопытные результаты. Следует отметить, что лиги «Большой пятерки» стоят особняком, поскольку их стадионы, как правило, характеризуются большой вместимостью и коэффициентом заполняемости свыше 60%. Другую группу образуют лиги менее крупных развитых западноевропейских стран, где средняя вместимость стадионов составляет менее 25 тыс. человек, а коэффициент заполняемости превышает 55% (в частности, в Нидерландах в сезон 2009/2010 заполняемость стадионов составила 90%, в Австрии – 63%, в Швейцарии – 58%).
В третью группу входят лиги стран Центральной и Восточной Европы, а также некоторых «отстающих» западноевропейских стран (таких как Греция и Португалия), где средняя вместимость стадионов намного ниже, а коэффициент заполняемости составляет менее 50%. Так в России средняя вместимость стадионов в 2009/2010 году составляла 25 034 человек, коэффициент заполняемости составил 50%, а выручка за игровые дни в расчете на клуб 1,2 млн евро.
Ситуация в России
Несмотря на то, что уровень ВВП на душу населения в России сравнительно невысок, страна демонстрируют высокий потенциал роста. В сочетании с несомненным преимуществом в виде большой численности населения это может позволить ей, наряду с Турцией, потеснить страны «Большой пятерки» европейских футбольных лиг. Иными словами, если в ближайшем будущем «Большая пятерка» футбольных лиг превратится в «Большую шестерку» или «Большую семерку», скорее всего, это произойдет за счет присоединения России и (или) Турции. Для того чтобы это произошло, обе страны должны взять на вооружение самые современные методы строительства и эксплуатации стадионов.
Крупные спортивные мероприятия способствуют повышению интереса к спорту и привлечению новых зрителей. Благодаря проведению чемпионата в 2018 году у России появится прекрасный шанс модернизировать футбольные стадионы по всей стране. Для потенциального строительства и реконструкции заявлено 16 площадок, из которых в конечном итоге, по мнению ФИФА, должно быть отобрано 12.
В исследовании КПМГ приводятся также основные данные по стадионам, рассматриваемым для проведения чемпионата мира по футболу 2018 г. в России с точки зрения вместимости, необходимых инвестиций и их текущей готовности. Так, как минимум 5 стадионов из 12 либо уже эксплуатировались и требуют реконструкции к чемпионату мира, либо находятся на активной стадии строительства.
Степан Светанков, заместитель директора группы по работе с компаниями сектора строительства и инфраструктуры, отметил: «Главный стадион мундиаля 2018 г. «Лужники» в Москве вместимостью 89 318 будет подвергнут масштабной реконструкции ввиду его солидного 60-летнего возраста. Изначально по заказу правительства Москвы консорциум международных консалтинговых компаний представил проект преобразования всего олимпийского комплекса «Лужники», включающий помимо реконструкции главной и малой спортивных арен, строительство киноконцертного зала, спортивных аттракционов, двух отелей и других спортивно развлекательных объектов общей стоимостью 1,6 млрд евро. Однако ожидается, что сумма инвестиций будет скорректирована до 500 млн евро, включая затраты на реконструкцию футбольный арены в размере около 200 млн евро, в основном за счет уменьшения заявленного объема работ. Окончательное решение правительства Москвы по концепции проекта реконструкции Лужников еще не принято».
«Также, - давил Светанков, - совсем недавно приступили к реконструкции самого старого футбольного стадиона в России – «Динамо», построенного в 1928 г., на месте которого планируется построить целый комплекс спортивных сооружений и объектов коммерческой недвижимости, названный ВТБ Арена Парк. Объем планируемых инвестиций в строительство комплекса - чуть более 1.1 млрд. евро, из которых на сооружение самого футбольного стадиона вместимостью 44 920 человек отводится около 220 млн евро. Кроме того, в Москве началось строительство новой футбольной арены «Спартак» на 43 000 зрителей, ориентировочной стоимостью 300 млн евро. При этом, возможно, только один из этих двух московских стадионов будет отобран для проведении матчей чемпионата мира».
Наряду с этим, с 2007 г. ведется строительство одного из самых технологически сложных спортивных сооружений в Европе - «Газпром Арены», нового стадиона ФК «Зенит», вызвавшего множество нареканий экспертов из-за высокой стоимости проекта, которая, как ожидается, составит 850 млн евро. Более того, в результате доработок проекта в соответствии с требованиями FIFA и UEFA, включая увеличение вместимости и разработку новой конструкции купола для прогрева стадиона, стоимость проекта может вырасти до 1 млрд евро. На территории комплекса помимо футбольной арены будут также расположены торговые павильоны. Предполагается, что стадион вместимостью 69 501 человек примет полуфинальный матч чемпионата мира 2018 г.
Для постоянного в последнее время участника европейских кубков ФК «Рубин» ведется строительство новой футбольной арены в Казани. Темпы ее строительства поистине впечатляют – первые работы начались в мае 2010 г., а ввод объекта в эксплуатацию планируется в декабре 2012 г., что, в большей степени, объясняется включением стадиона в заявку на проведение Универсиады 2013 г. В строительство футбольной арены вместимостью 45 105 человек планируется инвестировать около 200 млн евро.
При планировке всех вышеперечисленных футбольных стадионов архитекторы постарались учесть все стандартные удобства, характерные современным аренам: рестораны, торговые помещения, отели конференц-залы, VIP ложи и прочее. Очевидно, основная преследуемая цель – сделать стадионы эффективным источником доходов для футбольных клубов и, тем самым, если не нивелировать, то хотя бы существенно уменьшить объем их финансирования со стороны государства.
Однако при более внимательном изучении планов строительства остальных стадионов в России становится понятно, что все они проектируются и обустраиваются исходя из минимальных требований, предъявляемых ФИФА к стадионам стран – хозяек чемпионатов мира. Стандартные размеры проектируемых стадионов и одинаковое количество VIP-мест свидетельствуют о недостаточности усилий по созданию спортивных объектов с учетом специфики спроса на местах. Чтобы избежать большинства проблем с использованием спортивных объектов после проведения этого чемпионата, до начала строительства необходимо провести тщательное бизнес-планирование.
С точки зрения дальнейшего использования футбольных стадионов после окончания спортивных соревнований ситуация будет развиваться по разным сценариям, учитывая серьезные различия в таких параметрах, как численность населения, площадь территории, потенциал экономического развития, успех клубных команд, а также национальных футбольных лиг. По результатам анализа этих параметров можно сказать, что у России есть более веские основания для реализации масштабной программы строительства и реконструкции футбольных стадионов, чем у, например, Польши или Украины, в силу более успешных результатов, ожидаемого роста экономики и нынешнего размера рынка, сопоставимых с аналогичными показателями «Большой пятерки».
Однако строительство крупных стадионов само по себе еще не гарантирует дальнейшего успешного роста и развития российского футбольного бизнеса. Общие экономические условия должны и далее стабилизироваться, а сами проекты строительства новых стадионов требуют тщательной доработки и адаптации к рыночным условиям конкретных регионов, а также должны учитывать демографическую ситуацию. При условии продуманного и грамотного управления строительством новых стадионов и их использованием после проведения спортивных соревнований Россия вполне может войти в состав ведущих европейских футбольных держав.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.