Антон Базулев: Есть риск, что после вступления России в ВТО начнется новый виток защитных расследований
Минэкономразвития выяснило, как в мире ограничивают российский экспорт. Оказалось, что против российских товаров на внешних рынках действуют 72 ограничительные меры, в том числе 37 антидемпинговых, пять специальных и 30 нетарифных, включая меры административного регулирования. В результате общие потери отечественных экспортеров составляют 1,5-2 млрд долларов ежегодно.
Наибольшей дискриминации подвергается российский импорт черного металла и изделий из него (больше половины антидемпинговых мер). Главные «враги» российского экспорта — ЕС, США, Украина и Белоруссия. На эти страны приходится свыше 50% российского экспорта. О том, сколько теряют российские металлургические компании на экспортных «препонах», и удастся ли с ними покончить после вступления России в ВТО, «Эксперту Online» рассказал директор по внешним связям НЛМК Антон Базулев.
— Для черной металлургии, включая трубников, ежегодные потери от различных мер по ограничению экспорта в другие страны составляют 1-2 млрд долларов в зависимости от конъюнктуры. При этом после вступления России в ВТО ситуация может ухудшится, как это не парадоксально звучит.
Для металлургов вступление в ВТО было крайне актуально 15 лет назад. Тогда России автоматически был бы дан статус страны с рыночной экономикой, и многих из тех антидемпинговых пошлин, которые есть сейчас, просто не было бы введено. Статус страны с рыночной экономикой подразумевает более адекватные подходы к расчету демпинга на основе реальной стоимости продукции. Когда рыночного статуса нет, конструируются максимально возможные пошлины на основании данных страновой статистики и не учитываются данные конкретных предприятий.
В 90-е годы металлургический рынок в России был еще очень мал — порядка 20 млн тонн, производственные мощности старые, цены на металлы низкие. Предприятия стремились продать свою продукцию за любые деньги, чтобы выжить — иногда и демпингуя. Тогда-то и были установлены антидемпинговые пошлины, многие из которых не сняты и по сей день. Так, антидемпинговая пошлина на горячекатный прокат в США составила 180%, то есть, по сути, оказалась запретительной.
К концу 90-х металлургические предприятия обрели новых стабильных собственников, стали активно модернизировать производства, демпинг ушел в прошлое. Но пересматривать пошлины никто не стал. В начале 2000–х, не дожидаясь присоединения России к ВТО, США и ЕС признали ее страной с рыночной экономикой, их примеру последовали и другие. Но наследием 90-х годов остались соглашения о квотировании импорта с ЕС и США, которые частично заменили антидемпинговые пошлины, а частично стали их альтернативой.
Членство в ВТО не подразумевает квотирования, то есть, по сути, ограничения объемов экспорта, а пошлины подразумевает. В связи с этим есть риск, что после вступления России в ВТО, когда квоты будут отменены, начнется новый виток защитных расследований. Оспаривать по правилам организации их, несомненно, можно, но это долгий процесс, и за это время экспорт может вообще остановиться.
Тем более, в периоды, когда цены на металлы низкие, как сейчас, каждая страна пытается защитить себя и легче идет на введение защитных мер, и чаще их инициирует.
И ВТО здесь слабо помогает. Подобная ситуация только что произошла с Китаем, когда в результате двух антидемпинговых расследований они фактически закрыли доступ на рынок и нам, и американским производителям трансформаторной стали.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.